Занятие «Права ребенка»

Разумовская Лилия Викентьевна
воспитатель КГУ «Пионерский детский дом» управления образования Карагандинской области

Цель: закрепить знания воспитанников о правах ребенка, на основе имеющихся знаний, расширить и конкретизировать их представления о правах человека и ребенка в РК.
Задачи:
расширить, обобщить знания воспитанников о правах ребенка в мире и РК;
формировать понимание необходимости изучения и знания прав человека;
воспитывать умение работать индивидуально, в парах, в команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать общечеловеческие нравственные качества (умение сопереживать, уважение к взглядам и принципам других людей).
Целевая аудитория: воспитанники 12 – 14 лет

Оборудование: ватман, лучики для составления кластера, карточки настроения
Эпиграф:

Право — это не то, что кто-то дает вам;
право — это то, чего никто не может у вас отнять.
Рамсей Кларк,
американский правозащитник, юрист
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня особенное занятие. Чтобы правильно настроиться на наше занятие и не волноваться сильно, мы с вам проведем игру «Аплодисменты»

-Встаньте те, кто считает себя представителем женской половины общества.
-Встаньте те, кто отдает предпочтение короткой стрижке.
-Встаньте те, кто любит просыпаться рано.
-Встаньте те, кто любит слушать рэп.
-Встаньте те, кто вчера лег спать поздно.
-Встаньте те, кто хотел бы быть побогаче.
-Встаньте те, кто уважает свои интересы.
-Встаньте те, кто уважает чужие интересы.
Обсуждение игры:
– Какие чувства у вас вызывали аплодисменты?
– Не было ли вам грустно, когда вы оставались сидеть?
– Были ли нарушены в ходе игры ваши права?
Молодцы! Спасибо! Я думаю, мы настроились на урок и можем начать серьезную работу.
Воспитатель:
Основой нашего общества являются интересы личности, в том числе и личности ребенка. Детство – особый период в жизни человека. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Все это должно опираться на такую вещь, как достоинство и свобода каждого от произвола и беззакония.
Сегодня  мы повторим и закрепим наши знания о том:
Что такое права ребенка?
Права ребенка – это законные интересы ребенка, защищенные законами страны и мира.
Откуда мы узнаем о правах ребенка?
Где они записаны?
а) Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей);
б) Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет);
в) Конституция РК;
г) Закон РК «О правах ребенка в РК»;
д) «Кодекс РК о браке (супружестве) и семье».
Закреплять полученные вами знания о правах детей мы будем при помощи составления кластера. Прежде, давайте выясним, что же такое «кластер».
Слово «кластер» – объединение нескольких данных для получения целой картины, содержания и т.д. Обратите внимание, как правильно пишется и как правильно произносится данное слово.
Давайте вместе вспомним, об основных правах ребенка и начнем с самого главного.
Какое самое главное, неотъемлемое право человека, будь то ребенка, будь то взрослого? (право на жизнь)
– право на жизнь (лучик на кластер)
Правильно. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить хронологическую цепочку жизни человека, его появления на свет и дальнейшего развития.
Работа в парах: расставить картинки в хронологическом порядке. (В конверте: новорожденный, ребенок дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросток, студент, муж и жена, мать и отец, бабушка и дедушка) На кластере фигура ребенка, лучик со словами «Право на жизнь».
Давайте проверим, все ли правильно составили цепочку
Ребята, вот мы вместе составили цепочку, в которой мы видим новорожденного ребенка, дошкольника, детей младшего и старшего школьного возрастов, студентов, супругов, бабушку и дедушку. А какое общее слово их объединяет? (семья) Правильно, семья. Какое следующее право вытекает из определения «семья»?
– право жить со своими родителями и воспитываться в семье (лучик на кластер)
Воспитатель:
Правильно. Это – огромное счастье: родиться, жить и воспитываться в семье. Но бывают в жизни различные обстоятельства, порой грустные, и тогда своей семьей вы можете назвать кого?.. (детский дом, свой класс, педагоги, воспитатели)

Воспитатель:
У вас на столах разложены лучики солнца со строчками о семье. Давайте вы все прочтете по одной строке, и у нас получится целое солнце – символ счастливой семьи. Вспомните, как нужно читать стихотворные строки (не торопиться, с выражением, соблюдая паузы и интонацию).
Начнем:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель:
Ребята, какой первый документ для ребенка, только что рожденного, выдают государственные органы? (свидетельство о рождении). Правильно. А что указывается в данном документе? (ФИО)
– право на Ф.И.О. при рождении (лучик на кластер)

Воспитатель:
Каждый человек рождается в какой-то определенной стране. А в какой стране родились мы с Вами? (РК) Значит, гражданами какой страны мы являемся? (РК) Как называется это право?
– право на гражданство (лучик на кластер)
Хоровое чтение стихотворных строк.
Я – сын своей страны,
Хотя еще ребенок,
Но твердо знаю – я горжусь
Своей землей с пеленок!

Воспитатель:
Так как вы являетесь гражданами страны, государство обеспечивает вас достойным образованием и воспитанием, которое вы получаете в стенах нашего детского дома. Сидя за школьными партами, кем вы являетесь? (учениками, школьниками). Приходят воспитатели на работу, занимаются с вами, как называется этот процесс? (воспитание). Что дают вам уроки и учителя? (знания). Так как называется следующее право ребенка?
– право на образование и воспитание (лучик на кластер)

Воспитатель:
Как вы думаете, все ли дети школьного возраста имеют право получать образование? (да). А после окончания школы? (да, мы можем учиться дальше, чтобы получить профессию). Верно, после окончания школы вы можете получить специальное профессиональное образование, а кому –то , может быть, удастся получить и высшее образование в институте. Такими воспитанниками мы всегда будем гордиться.
Воспитатель:
А теперь обратите внимание на картинки. Символ чего изображен на них? (Красный Крест, змея, градусник и т.д.). Значит, о каком следующем праве ребенка идет речь?
– право на медицинскую помощь (лучик на кластер)
Воспитатель:
Какое время года изображено на картинках? О каком времени года поется в песне? (лето). Верно. А чем вы занимаетесь летом? (отдыхаем). Как правильно называется этот вид отдыха? (летние каникулы). А еще какие каникулы у вас есть? (осенние, весенние, зимние). Молодцы, о каникулах вы все знаете и помните. А кроме каникулярных дней, мы больше не отдыхаем? (выходные и праздничные дни). А если представить на секунду, что в один прекрасный день отменят все выходные дни, каникулы, правильно ли это будет? (нет). Почему же «нет»? Какое ваше право будет нарушено? (право на отдых). Раз у нас есть такое право, давайте им воспользуемся и немного отдохнем.
– право на отдых, досуг (лучик на кластер)
Игра «Черный ящик» (дать возможность одному- двум детям вслепую вытащить из ящика листы бумаги с напечатанными там оскорбительными выражениями и попросить обратиться к кому-либо из воспитанников: «Ты тупой!», «Ты вонючка», «Пошел вон, придурок!»). Ребята, какие чувства вызвали у вас данные обращения к вам? Вам было приятно их слышать в свой адрес? (было неприятно, неудобно, не смешно) А разве это настолько смешно и позволительно среди сверстников или людей вообще? (нет). Так какое же право вытекает из всей этой ситуации?
– право на уважение человеческого достоинства (лучик на кластер)
Работа с  картинками жестокого обращения с детьми. Как обращаются с детьми на увиденных вами кадрах? (зло, жестоко) Приемлемо ли это? (нет) Какое право детей нарушалось в этих ситуациях? Если вдруг с вами произошла такая история, к кому вы можете обратиться за помощью? (администрация, педагоги)
– право на защиту от жестокого обращения (лучик на кластер)
Все-таки в мире не так много жестокости, как добра, милосердия и других положительных качеств и эмоций.
В мире, полном ненависти, нужно уметь надеяться.
В мире, полном зла, нужно уметь прощать.
В мире, полном отчаянья, нужно уметь мечтать.
В мире, полном сомнений, нужно уметь верить.
Воспитатель: а сейчас давайте немного помечтаем вместе и будем верить в то, что наши мечты сбудутся. Какое право мы осуществили, произнося вслух свои мысли и желания?
– право на свободу слова, выражать свое мнение (лучик на кластер)
Вот мы назвали с вами только небольшую часть тех основных прав, которые имеет ребенок в нашей стране. Как вы думаете, эти права должен кто-то защищать, оберегать, следить за их соблюдением? (да) Кто? (государство, закон) Значит, как звучит наше последнее право?
– право на защиту своих прав и законных интересов (лучик на кластер)
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось занятие? Что заинтересовало вас больше всего? (на столах разложены картинки с улыбающимся и грустным солнышком, надо попросить ребят оценить свое настроение). До свидания! Спасибо всем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.