Дмитриева Татьяна Викторовна
инструктор по физической культуре КГ «ЯС 8 отдела образования г. Костаная» УОАКО
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Қостанай қаласы білім бөлімінің №8 бөбекжайы» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
КГКП «Ясли-сад №8 отдела образования города Костаная» Управления образования акиматаКостанайской области
Методическое пособие
по организации спортивно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста
«Алтын сақа»
Автор: инструктор по физвоспитанию Дмитриева Т.В.
г. Костанай 2022 г.
От авторов.
Игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника, которая имеет великую воспитательную силу. А народные игры всегда являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносли-востью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
В обновленном Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения и в содержании обновленной Типовой учебной программы поставлена цель: создание благоприятных безопасных образовательных условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста, формирование у детей знаний, умений и навыков, духовно-нравственных ценностей в соответствии с их возрастными и индивидуаль-ными возможностями, воспитание патриотизма и толерантности, основанных на национальных традициях и общечеловеческих ценностях в рамках реалии-зации программы “Рухани жаңғыру”, а также формирование социально-психологической, личностной, волевой, физической и интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.
Исходя из целей и задач в рамках дополнительного образования в спортивно – оздоровительной работе мы решили привлечь детей от 4 и 5 лет и создать группу «Алтын сақа» по обучению детей казахским народным играм в асыки.
Национальные игры любого народа формировались в зависимости от их трудовой деятельности и социально-экономического, территориального положения. Казахские национальные игры это неотъемлемая часть казахской культуры и совмещают в себе отголоски трудовой и духовной деятельности. Так, в каждой игре можно увидеть своеобразный этнокультурный опыт, который может быть интересен как детям, так и взрослым. Некоторые национальные игры уходят в глубокую историю, проводились еще в древности и сохранились до наших дней. В содержании игр казахского народа заключен познавательный материал, в достаточной степени расширяющий кругозор ребенка, уточняющий его представления о мире, стране, родном народе. Игры были тесно связаны с природой и ее законами. Игра «Бес тас» была распространена среди кочевых племен на территории Казахстана со времен, когда орудием труда служили дерево, камни, кости. Это было главное развлечение взрослых. Во многих областях Казахстана игра входила в свадебный ритуал. Если выигрывал игрок со стороны жениха, тогда невесту тот получал без калыма. Если выигрывал представитель невесты, то жених платил калым.
Асық ату (альчики, маслы, бабки) – одна из древнейших игр кочевников, хотя в нее играли и оседлые народы. Основной атрибут – кости задних ног парнокопытных, чаще мелкого рогатого скота (овцы, козы), в нее играли с четырех лет, когда ребенок мог держать асық в руке. Асықу издревле приписывались священная сила, магические свойства. Старые и молодые, богатые и бедные – все с почтением относились к асықу. Считалось даже, что он может уберечь от злого глаза.
Те, кто держал асықи в руках, знает, что игра с ними очень активная, если не сказать больше – спортивная. Развивает ловкость, глазомер, скорость, смекалку, меткость, тактическое, логическое, математическое мышление, вырабатывает у ребенка лидерские качества, мотивирует к победе. В ней есть элементы йоги, танца, она полезна для суставов. Характерной чертой казахских национальных игр является присутствие возможностей для развития креативности, коммуникабельности, критического мышления и умений взаимодействовать в команде.
Казахскую национальную игру можно рассматривать как средство умственного развития детей дошкольного возраста. Так, например, при проведении игр с асыками если ребенок остался без асыков или промахнулся, то он может ответить на вопросы. Для этого заранее нужно подготовить интеллектуальные вопросы, связанные с национальной культурой и традициями казахского народа. В игре асыки есть возможность обогащения словарного запаса детей словами на казахском языке. Это происходит во время подачи различных команд на двух языках, названия игр, положения асыков, проведения массажа и гимнастики рук, глаз, счета и т.д.
Воспитатели, совместно с родителями, поддержали идею возрождения игры в асыки, помогли в сборе игрового оборудования. Теперь в каждой старшей и в группах предшкольной подготовки, есть свои асыки и специальные коврики с разметкой. Полученные навыки игры с асыками, дети с удовольствием практикуют в свободной игровой деятельности в групповых комнатах во второй половине дня и привлекают и обучают других детей, не посещающих группу «Алтын сақа».
Игры полезны для здоровья детей и могут стать профилактикой заболеваний опорно-двигательного аппарата, являются хорошим примером позитивного взаимодействия, социальной сплоченности и дружбы.
Обучая детей играм, у нас собрался методический материал, с которым мы хотели бы с вами поделиться. Разработан план на учебный год- это 72 занятия, которые проводятся два раза в неделю; примерные конспекты занятий, которые могут варьироваться, учитывая условия, оснащение и количественное присутствие детей. Собран материал в приложениях – это самомассаж рук, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, стрейтчивая гимнастика, считалки для детей в стихотворной игровой форме. Занятия проводятся 25-30 минут, учитывая возраст детей. Состоят занятия из трех частей. Первая часть (5 минут) – вводно-подготовительная, в которой дети делают самомассаж рук или пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, можно включить стрейчивые упражнения, при помощи считалок или жеребьёвки устанавливают очередность. Вторая часть – основная (18-20 минут) – объясняются и закрепляются правила игр и отрабатывается техника броска. Третья часть заключительная – рефлексия (5-3 минут) где дети с помощью педагога подсчитывают асыки и подводятся итоги игры. Всего за учебный год дети обучаются восьми играм: «Хан талапай», «Омпы», «Бес асық», «Үш табан», «Шеңбер жасап ату», «Құмар», «Хан ойыны», «Атбақыл». Что бы мотивировать детей и поддержать интерес к играм, в конце каждого месяца проводятся итоговые соревнования между детьми. Два раза в год в январе и майе месяце организуются командные итоговые занятия в виде соревнований между группами. Заранее готовятся медали, грамоты приобретаются призы для детей. Раз в год в марте наши дети участвуют в городских соревнованиях «Ханталапай».
К концу года дети знают правила игр, владеют техникой броска, могут самостоятельно при помощи жеребьевки или считалки устанавливать очередность, подсчитывать и подводить итоги игры.
Игры в асыки не только способствуют формированию здорового образа жизни и помогают решить задачи физического воспитания этого возраста, но и обогащают двигательный опыт детей, воспитывают интерес к национальным играм казахского народа, сохраняют национальную культуру и традиции.
Сентябрь
Занятие №1
Задачи.
Воспитательная: воспитание интереса к национальн6ым играм казахского народа, дружеских взаимоотношений в рамках понятия «друзья- соперники».
Развивающая : развитие координации движений и ловкости, мелкой моторики и пространственной ориентации, глазомера.
Обучающая: ознакомление через видеоматериал с играми в асыки; обучение основным положениям асыков, формирование правил безопасного поведения во время игр, обучение и совершенствование двигательных навыков в игре «Хан талапай».
Ход занятия.
1.Показ видеоматериала.
Сақа -биток, самый главный, крупный и тяжелый асык. Чаще всего кость крупного барана.
Основные положения асыков.
Существуют 4 основных положений асыков, соответствующих четырем граням кости:
Алшы – положение асыка на одном из ребер, при котором вогнутая грань асыка с углублением смотрит вверх. Первая по значимости позиция.
Тәйке – положение противоположное алшы. Более ровная грань асыка смотрит вверх. Вторая по значимости позиция.
Бүк – положение асыка плашмя, при котором выпуклая сторона смотрит вверх. Третья по значимости позиция.
Шік – положение асыка плашмя, при котором вогнутая сторона смотрит вверх. Четвертая по значимости позиция.
И три дополнительных положения: омпы – вертикальное положение асыка, при котором”рога” лежат снизу, шоңқай – положение противоположное омпы, и редкое.
2. Беседа о правилах безопасного поведения в процессе игры.
3. Самомассаж рук.
«Сильные пальчики»
Сильно руки мы сожмём,
Наши пальцы напряжём.
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
(Крепко и ритмично сгибать и разгибать пальцы рук, затем берут асык)
В асыки я играть хочу.
Правой я рукой кручу.
В асыки я играть хочу.
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой асык в кулачке, затем левой рукой)
Асык сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать и разжимать пальцы, правой рукой, затем левой).
5.Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
4.Игра «Хан талапай» (ограбление хана).
Правила игры. Это игра для самых маленьких. Игроки садятся полукругом перед ведущим. Одну кость красят в алый цвет (это Хан). Ведущий собирает все асыки и со словами «Хан талапай!» раскидывает их перед игроками. Задача игроков – собрать наибольшее количество асыков, и забрать «Хана».
Игра развивает у маленьких детей ловкость,глазомер, тренирует мелкую моторику рук,учит счету.
5.Игровое упражнение «Подбрось- поймай асык».(с одним асыком, играют одной рукой)
Дети на подготовительном этапе игры «Бес асык» садятся как им удобно на корточки или
« по-казахски» подбрасывают одной рукой вверх асык на уровне глаз, и стараются его поймать.
6.Игровое упражнение «Переверни асык».
Дети сидят в кругу на безопасном расстоянии друг от друга. У каждого по два асыка. Задача детей прицельно попасть одним асыком в асык лежащий на полу, так чтобы он перевернулся, и назвать положение асыка (алшы, тәйкебүк,шік).
Октябрь
Занятие №2
Задачи.
Воспитательная: воспитание интереса к национальн6ым играм казахского народа,дружеских взаимоотношений в рамках понятия «друзья- соперники».
Развивающая: развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику и пространственное ориентирование, глазомер.
Обучающая: обучение и совершенствование двигательных навыков и техники броска в игре «Омпы», закрепление знаний об основных положениях асыков, формирование правил безопасного поведения во время игр.
Ход занятия.
1.Самомассаж рук.
Асык пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты ребристый асык мой.
Подружись сейчас со мной.
(асык на ладони катать каждым пальчиком.)
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
(Прокатывать асык между ладонями, затем погладить асыком пальцы на правой и левой руке.)
2.Гимнастика для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
3.Правила игры”Омпы” (омпа).
С первой недели начинают броски с расстояния 1 метра, 2 нелеля – 1,5 метра, 3 неделя -2 метра.
Омпы – вертикальное положение асыка, при котором “рога” лежат снизу, шоңқай – положение противоположное омпы, и редкое.
В эту игру обычно играют дети помладше. На расстоянии 2 метра нужно начертить кон. Игроки ставят на кон свои асыки. В центре кона один асык стоит в положении «омпы». Выстроившись у черты, игроки по очереди выбивают асыки на кону. Выбитыеасыки игрок забирает себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Побеждает тот, у кого окажется больше всего асыков.
4.Игровое упражнение на усложнение «Подбрось- коснисьпола – поймай асык»(с одним асыком, играют одной рукой). Дети на подготовительном этапе игры «Бес асык» садятся как им удобно на корточки или « по-казахски»подбрасываютодной рукой вверх асык на уровне глаз, касаются этой же рукой пола и стараются поймать асык.
Ноябрь
Занятие №3
Задачи.
Воспитательная: воспитание интереса к национальн6ым играм казахского народа,дружеских взаимоотношений в рамках понятия «друзья- соперники»,волевые качества через стремление к результату победы.
Развивающая:развитие координации движений и ловкости, мелкой моторики и пространственной ориентации, глазомера.
Обучающая:обучение и совершенствование двигательных навыков и техники броска в игре «Үш табан», совершенствование двигательных навыков в игре «Бес асык», формирование правил безопасного поведения во время игр.
Ход занятия.
1.Пальчиковая гимнастика.
Будем пальчики сгибать – (загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)
2. Гимнастика для глаз.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
3.Обучение игре «Үш табан» асыки(расстояние до кона 1неделя – 1метр, 2 неделя – 1,5, 3-4 неделя -2 метра)
Правила”Үштабан” (три стопы).
Асыки выставляются в ряд – на расстоянии однойстопы друг от друга. Этот ряд называется “кон”. Очередность броска определяется описанным выше правилом. Главная цель игры – выбить асыки на расстояние более чем три стопы (табан). В этом случае, игрок забирает выбитый асык себе. Если расстояние на которое улетел асык меньше чем три стопы, выбитый асык остается лежать на месте. Игра начинается со стартовой линии, но каждый последующий удар начинается с того места, куда упаласақа.
4.Игра «Бес асык»(усложнениес2асыками, играют одной рукой). Детисадятся на пол, как им удобно. Подбрасывают рукойвверходинасык, хватаютэтой же рукой лежащийна полу асык и ловятподброшенный (в руке должно быть два асыка).
Декабрь
Занятие №4
Задачи.
Воспитательная:воспитание интереса к национальн6ым играм казахского народа,дружеских взаимоотношений в рамках понятия «друзья- соперники»,волевые качества через стремление к результату победы.
Развивающая: развитие координации движений и ловкости, мелкой моторики и пространственной ориентации, глазомера.
Обучающая: обучение и совершенствование двигательных навыков и техники броска в игре «Шеңбер жасап ату», обучение игре по правилам «Бес асык».
Ход занятия.
1.Игровое упражнение самомассаж рук.
Асык здравствуй, здравствуй, здравствуй!
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать асык указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).
Как наш пальчик изловчился.
Заасык он зацепился.
В асыки буду я играть
Свои пальцы обучать.(Удерживать асык одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)
2.Гимнастика для глаз.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
3.Игра «Шеңбер жасап ату»(стрельба в кругу)
Вокруг кона чертится круг. На расстоянии 2 метров от круга игроки стреляют по асыкам на кону, стараясь выбить асыки за пределы круга. В случае попадания, игрок забирает себе асыки, выбитые за круг, и продолжает стрелять по асыкам в круге. Если при броске он не выбивает асыки из круга, бросает уже следующий по очереди игрок. И так до полного отсутствия асыков в круге.
4.Игра «Бес асык» (играют по правилам с 5 асыками)Очередность участия в игре определяется по жребию. Все располагаются по кругу. Игру начинает первый и играет до тех пор, пока не нарушит правила. Затем в игру вступает второй, третий и т. д. Играют одной рукой.
Игрок разбрасывает по полу 5 асыков, выбирает из них один, подбрасывает его вверх, подбирает один лежащий асык и ловит подброшенный. Подобранный асык откладывается. Снова подбрасывается асык вверх, подбирается второй, затем третий и четвертый
Январь
Занятие №6
Задачи.
Воспитательная:воспитание интереса к национальн6ым играм казахского народа,дружеских взаимоотношений в рамках понятия «друзья- соперники»,волевые качества через стремление к результату победы.
Развивающая: развитие координации движений и ловкости, мелкой моторики и пространственной ориентации, глазомера.
Обучающая: совершенствование двигательных навыков и техники броска в играх«Омпы»
«Үш табан», «Шеңбер жасап ату», «Бес асык».
Ход занятия.
1.Пальчиковая гимнастика.
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке – мизинец
Мелкие грибочки: – безымянный
Грузди и горькушки, – средний
Рыжики, волнушки. – указательный
Даже маленький пенек – большой
Удивленья скрыть не мог. – большой
Выросли опята, – указательный
Скользкие маслята, – средний
Бледные поганки – безымянный
Встали на полянке. – мизинец
2.Гимнастика для глаз.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
3. Игры с асыками
1 неделя.Игра «Омпы»
2 неделя. Игра «Үш табан»
3 неделя. Игра «Шеңбер жасап ату»
4.Игра «Бес асык»(играют по правилам с 5 асыками)
Игрок разбрасывает по полу 5 асыков, выбирает из них один, подбрасывает его вверх, подбирает один лежащий асык и ловит подброшенный. Подобранный асык откладывается. Снова подбрасывается асык вверх, подбирается второй, затем третий и четвертый.
Февраль
Занятие №5
Задачи.
Воспитательная: воспитание интереса к национальн6ым играм казахского народа,дружеских взаимоотношений в рамках понятия «друзья- соперники»,волевые качества через стремление к результату победы.
Развивающая: развитие координации движений и ловкости, мелкой моторики и пространственной ориентации, глазомера.
Обучающая: обучение и совершенствование двигательных навыков и техники броска в игре «Құмар», обучение игре по правилам «Бес асык».
Ход занятия.
1.Самомассаж рук .
Мой асык непростой, – (любуемся асыком на левой ладошке)
Он ребристый, вот какой. – (накрываем правой ладонью)
С асыком буду я играть – (катаем асык горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем – (катаем вертикально)
Сильней на асык мы нажимаем.
Как колобок его покатаем, – (катаем асык в центре ладошки)
Сильней на асык мы нажимаем.
(выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим асык на пол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
2.Гимнастика для глаз.
Глазки вправо, глазки влево
И по кругу проведем
Быстро, быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник,
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
3.Игра «Құмар» (азарт).
В игре участвуют не более 5-6 человек. Для игры нужны 4 асыка, покрашенные в разные цвета. Игроки садятся в круг, и по очереди бросают асыки. Цель игры – кинуть асыки так, что бы все четверо выпали одной стороной. Если асыки выпадут сторойалшы – игрок получает 4 очка, если стороной тәйке – 3 очка, бүк – 2 очка, и шік – 1 очко.
4.Игра «Бес асык» (играют по правилам с 5 асыками)
Очередность участия в игре определяется по жребию. Все располагаются по кругу. Игру начинает первый и играет до тех пор, пока не нарушит правила. Затем в игру вступает второй, третий и т. д. Играют одной рукой.
Игрок разбрасывает по полу 5 асыков, выбирает из них один, подбрасывает его вверх, подбирает один лежащий асык и ловит подброшенный. Подобранный асык откладывается. Снова подбрасывается асык вверх, подбирается второй, затем третий и четвертый.
Март
Занятие №7
Задачи.
Воспитательная:воспитание интереса к национальн6ым играм казахского народа,дружеских взаимоотношений в рамках понятия «друзья- соперники»,волевые качества через стремление к результату победы.
Развивающая: развитие координации движений и ловкости, мелкой моторики и пространственной ориентации, глазомера.
Обучающая: обучение и совершенствование двигательных навыков и технике броска в играх «Хан ойыны»(игра хана), «Бес асык».
Ход занятия.
1.Игровое упражнение.
В правую руку асык свой возьми, (взор следует за асыком)
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись. (в какой руке у нас сейчас асык)
Правого плечика асыкмой коснётся.
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
2.Гимнастика для глаз.
Ах, как долго мы играли (поморгать глазами.)
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно ( посмотреть влево – вправо.)
Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем (пакрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим (посмотреть по дуге вверх )
Вверх по радуге пойдем (вправо и вверх – влево.)
Вправо, влево повернём ( поворачиваем вправо, влево)
А потом скатимся вниз (посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и
поморгать ими.)
3. Игра «Хан ойыны»(игра хана)
В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Ведущий игры собирает все асыки в горсть, затем бросает их перед остальными игроками, сидящими по кругу. Один из асыков, обычно покрашенный в красный цвет, является ханом. Игроки должны внимательнопосмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бүк», «шік» или «тәйкі», то ведущий должен аккуратно выбить все близлежащие асыки. Выбитыеасыки он забирает себе. «Хана» же можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алшы», то каждый из игроков должен постараться заполучить его себе.
4.Игра «Бес асык»(играют по правилам с 5 асыками)
Игрок разбрасывает по полу 5 асыков, выбирает из них один, подбрасывает его вверх, подбирает один лежащий асык и ловит подброшенный. Подобранный асык откладывается. Снова подбрасывается асык вверх, подбирается второй, затем третий и четвертый.
IV неделя.Игры по желанию детей.
Организация самостоятельной деятельности.
Помочь детям разделиться на подгруппы, учитывая приобретенные двигательные навыки.
Апрель
занятие №8
Задачи.
Воспитательная:воспитание интереса к национальн6ым играм казахского народа,дружеских взаимоотношений в рамках понятия «друзья- соперники»,волевые качества через стремление к результату победы.
Развивающая: развитие координации движений и ловкости, мелкой моторики и пространственной ориентации, глазомера.
Обучающая: обучение и совершенствование двигательных навыков и техники броска в играх «Атбакыл» (наездники),«Бес асык».
Ход занятия.
1.Пальчиковая гимнастика.
По полу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(Катать асык ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед).
Танцевать умеет танец
На асыке каждый палец.
(Катать асык кончиками пальцев правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем).
2.Гимнастика для глаз.
Встанем дружно по порядку,
Сделаем для глаз зарядку.
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо – влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Отдохнули? Хорошо.
Повторяем все еще.
3.Игра«Атбакыл» (наездники)
Игра состоит из двух игроков. Один игрок бросает в определенном направлении свой cақа, а другой игрок должен попасть в него своим асыком. Если он сумеет попасть, то первый игрок несет его на своей спине до того места, где лежит его сақа. Затем, сака кидает второй игрок, а первый старается выбить его сақа своим асыком.
4.Игра «Бес асык»(играют по правилам с 5 асыками)
Игрок разбрасывает по полу 5 асыков, выбирает из них один, подбрасывает его вверх, подбирает один лежащий асык и ловит подброшенный. Подобранный асык откладывается. Снова подбрасывается асык вверх, подбирается второй, затем третий и четвертый.
IV неделя.Игры по желанию детей.
Организация самостоятельной деятельности.
Май
Занятие №9 (1,2,3,4 неделя)
Задачи.
Воспитательная:воспитание интереса к национальным играм казахского народа,дружеских взаимоотношений в рамках понятия «друзья- соперники»,волевые качества через стремление к результату победы.
Развивающая: развитие координации движений и ловкости, мелкой моторики и пространственной ориентации, глазомера.
Обучающая: совершенствование двигательных навыков и техники броска в играх, «Омпы»,«Үш табан»,«Шеңбер жасап ату»,«Бес асык».
Ход занятия.
1. Пальчиковая гимнастика.
Асык пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам его гоняю.
(Катать асык всей длинной пальцев правой руки).
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(Левой ладошкой катать асык по правой ладони).
Поверну, а ты проверь — Сверху правая теперь!
(Правой ладошкой катать асык по левой ладони).
2. Гимнастика для глаз.
Движение вправо,влево.
Движение вверх, вниз.
Движениепо кругу (почасовой стрелке, вобратом направлении)
Зажмуривание (быстрое и интенсивное)
Взгляд по диагонали (снизу-слева-вверх-вправо; снизу-справа-вверх-влево)
Моргание глазами (частое и быстрое)
(каждое упражнение следует повторить 5-7 раз в каждом направлении).
I неделя
Игра «Шеңбер жасап ату».
Игра «Бес асык».
II неделя
Игра «Омпы» .
Игра «Бес асык».
IIIнеделя
Игра «Үш табан».
Игра «Бес асык».
IV неделя
Итоговое соревнование: «Ен үздік мерген» (самый лучший игрок)
Приложение №3
Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук с асыком.
«Сильные пальчики»
Сильно руки мы сожмём,
Наши пальцы напряжём.
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
(Крепко и ритмично сгибать и разгибать пальцы рук, затем берут асык)
В асыки я играть хочу.
Правой я рукой кручу.
В асыки я играть хочу.
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой асык в кулачке, затем левой рукой)
Асык сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать и разжимать пальцы, правой рукой, затем левой).
***
Асык пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты ребристый асык мой.
Подружись сейчас со мной.
(асык на ладони катать каждым пальчиком.)
***
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
(Прокатывать асык между ладонями, затем погладить асыком пальцы на правой и левой руке.)
***
Как наш пальчик изловчился.
За асык он зацепился.
В асыки буду я играть
Свои пальцы обучать. (Удерживать асык одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)
***
Асык здравствуй, здравствуй, здравствуй!
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать асык указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).
***
Мой асык непростой, – (любуемся асыком на левой ладошке)
Он ребристый, вот какой. – (накрываем правой ладонью)
С асыком буду я играть – (катаем асык горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем – (катаем вертикально)
Сильней на асык мы нажимаем.
Как колобок его покатаем, – (катаем асык в центре ладошки)
Сильней на асык мы нажимаем.
(выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим асык на пол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
***
По полу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(Катать асык ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед).
***
Танцевать умеет танец
На асыке каждый палец.
(Катать асык кончиками пальцев правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем).
***
Асык пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам его гоняю.
(Катать асык всей длинной пальцев правой руки).
***
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(Левой ладошкой катать асык по правой ладони).
Поверну, а ты проверь — Сверху правая теперь!
(Правой ладошкой катать асык по левой ладони).
Приложение 5
Гимнастика для глаз.
***
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
***
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
***
В правую руку асык свой возьми, (взор следует за асыком)
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись. (в какой руке у нас сейчас асык)
Правого плечика асыкмой коснётся.
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
***
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Автобус.
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились.
Сова.
В лесу темно.
Все спят давно.
Только совушка-сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
осмотрела все кругом –
за добычею бегом!
Часы
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
«Хомка»
Хомка – Хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт
Глазки свои Хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит Хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!
«Жук»
(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.)
К журавлю жук подлетел,
Зажужжал и запел «Ж-ж-ж. »
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж. »
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
(Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.)
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно—
Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог.
«Ж-ж-ж. »
“Дождик”
Капля первая упала – кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала – кап!
Мы на небо посмотрели, (то же самое)
Капельки кап – кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)
Туфли – посмотрите – (показывают вниз и смотрят)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим. (приседают)
“Самолет”
Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)
С ним собрался я в полет,
Правое крыло отвел, (отводят руки по переменно и прослеживают взглядом)
Посмотрел.
Левое крыло отвел,
Поглядел.
“Тишина”
Мы устали все чуть – чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
Наши глазки так устали,
Мы писали, рисовали,
Встанем дружно по порядку,
Сделаем для глаз зарядку.
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо – влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Отдохнули? Хорошо.
Повторяем все еще.
“Цветы”
Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро)
Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза)
Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам) .
«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали (Поморгать глазами.)
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно ( Посмотреть влево – вправо.)
Ах, как солнце высоко (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим (Посмотреть по дуге вверх )
Вверх по радуге пойдем (Вправо и вверх – влево.)
Вправо, влево повернём ( Поворачиваем вправо, влево)
А потом скатимся вниз (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и
поморгать ими.)
“Весёлая неделька”
– Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
– В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.)
– Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.)
– В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки.)
– По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)
– В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)
– Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)
– В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)
– Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!