Консультация для педагогов. «Пути развития коммуникативных навыков у учащихся со сложной структурой дефекта».

Пшеницына Валентина Андреевна

учитель – дефектолог КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Консультация для педагогов.

 

Пути развития речи, коммуникативных навыков у учащихся со сложной структурой дефекта.

 

 

Материал представила учитель-логопед Пшеницына В.А.

 

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя. В процессе коллективного труда создавалась сложная коммуникативная система речи. Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.

Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, или речь может отсутствовать, тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

У детей с интеллектуальной недостаточностью значительно чаще, чем у сверстников с нормой развития, встречаются различные недостатки речи.

В коммуникативной функции речи у детей с интеллектуальной недостаточностью оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Ребёнок затрудняется выразить в речи имеющиеся знания, ответить на вопросы, построить рассказ (недоразвитие информационной стороны); испытывает большие затруднения в передаче в речи чувств, отношения к предмету (недоразвитие выразительной стороны); не может с помощью речи побудить слушателей к желаемому говорящим поведению.

 

Задачи коррекционно-логопедического обучения:

1. Развитие и совершенствование общей моторики.

2. Развитие и совершенствование ручной моторики.

3. Развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статистической, динамической организации движений, переключением движений.)

4. Развитие слухового восприятия, внимания.

5. Развитие зрительного восприятия, памяти.

6. Развитие темпо-ритмической стороны речи.

7. Формирование произносительных умений и навыков

8. Совершенствование лексических и грамматических средств языка.

9. Развитие навыков связной речи.

10. Обогащение коммуникативного опыта.

Решая задачу развития навыков невербальной коммуникации с неговорящими учащимися в специальной школе, задачу как дать язык неговорящему ребёнку, с помощью которого он мог бы общаться, я обратилась к методике учителя-логопеда Ананьевой Ирины Николаевны, которая на протяжении многих лет занимается с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, связанные с другими сопутствующими дефектами. Она является автором методического пособия «Средства поддерживающей коммуникации в системе работы логопеда», коррекционно-развивающей программы «Посмотрите, я говорю!», дидактического пособия «Говорящие картинки», дидактической игры «Волшебные рамки». Комплект дидактического материала «Говорящие картинки» содержит практический материал для индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с неговорящими детьми, а также для совместной деятельности ребёнка и родителей. Методический материал «Говорящие картинки состоит из двух частей. В каждой части собран пиктографический словарь по десяти лексическим темам. В каждой теме есть пиктограммы для составления фраз из 2х-4х фраз, а также рассказ или стихотворение, которое неговорящий ребёнок может рассказать и тем самым продемонстрировать окружающим уровень мышления, памяти и внимания, почувствовать себя успешным и, тем самым, повысить качество своей жизни.

 

 

 

 

Дополняет методический комплект настольно-печатная игра «Волшебные рамки». С её помощью, что очень важно в условиях коррекционного образования, можно организовать совместную деятельность детей не зависимо от их уровня развития речи. Дидактическая игра «Волшебные рамки» позволяет развить у ребёнка понимание речи, учит их в занимательной форме описанию предмета, развивает слуховое и зрительное внимание, мышление. В эту игру можно играть и с одним ребёнком, и с подгруппой из 2х-3х детей.

Для неговорящих детей данный комплект создаст условия для навыков невербальной коммуникации, для говорящих – будет способствовать дальнейшему развитию экстрессивной речи и вербальной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

Таким образом, используя в работе указанные разработки, педагог получает методический и практический материал для систематической работы с неговорящими детьми и создания оптимальных условий  для развития навыков коммуникации ребёнка с педагогами и ближайшим окружением ребёнка. Важно отметить, что предлагаемая система работы по формированию альтернативной поддерживающей коммуникации не подменяет, а дополняет работу над вербальной речью ребёнка, потому что все самостоятельные действия ребёнка оречевливает взрослый, и, тем самым, помогает многократно формировать звуковой образ слова.

Следующая методика работы, создающая условия для  развития как вербальной так и невербальной коммуникации, загадывание и отгадывание  загадок при помощи картинок. Каждая загадка представляет собой серию картинок, отображающую содержание загадки, которые ребёнок, желая загадать, выкладывает перед сверстником или взрослым, играющий среди картинок, отображающих  отгадки, подбирает картинку-отгадку. С данным материалом можно работать как индивидуально, так и в группе детей. После того как загадка загадана и отгадана, взрослый или владеющий речью ребёнок её проговаривает, давая возможность воспринять неговорящими детьми загадку не только визуально, но и на слух. Таким образом формируются описательные и ассоциативные представления ребёнка о предмете, расширяется и закрепляется словарь, активизируется импрессивная и экспрессивная речь.

 

Знают этот фрукт

детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жаркихстран

В тропиках растёт …
 

 

Сидит

дед
100

 

во сто шуб одет.

 

 

Кто
его раздевает

Тот слёзы проливает

Также рекомендую для работы с учащимися со сложной структурой дефекта примеры некоторых упражнений для развития коммуникативных способностей.

 

1.Использование показа картинок по называнию.

 

«Кто это?»

Рассматривание семейных фотографий. Предложите ребёнку показать и (по возможности) назвать членов семьи.

Создание проблемной коммуникативной ситуации. Формирование у ребёнка умения выражать свой отношение (согласие или несогласие) к высказываниям взрослых. Взрослый показывает фото мамы и задаёт ребёнку вопрос: «Это бабушка?». Ребёнок отвечает «нет» в доступной для него форме: жестом, вокализацией, словом.

 

«Кто что делает?»

Накопление предикативного словаря. Для уточнения понимания слов, обозначающих действия: спит, ест, варит, моет, грает и т.д. Ребёнку нужно задать вопрос в виде просьбы: «Покажи, кто ест (смотрит телевизор, моет посуду и т.д.)». После этого познакомить ребёнка с соответствующими пиктограммами. Затем взрослый побуждает ребёнка ответить на вопрос: «Что делает мама (папа, дедушка)?».

 

2.Составление фраз из двух пиктограмм, соотносимых с картинкой, по демонстрации действий.

 

 

 

 

3. Использование мнемотаблиц для последовательного картинного отображения короткого рассказа, сказки, стихотворения.

 

 

 

 

 

4. Использование игрового дидактического материала для совместного выполнения игровых действий с речевым сопровождением.

 

Что подходит белочке?                                      Что подходит ёжику?

 

 

 

5.Использование предметно-практической деятельности на уроке для практического закрепления изучаемого материала, развития моторики рек, расширения возможности оречевливать свои действия.

 

 

 

 

6. Использование игрового материала для обыгрывания сюжета знакомых сказок, расширение возможности речевого оформления действий по сказкам.

 

 

 

 

7.Использование картинок для составления фраз.

 

 

Мама сварила … .             Оля помогает … .                     Оля поставила на

стол …

 

8.Использование графического изображения слова, предложения для закрепления словаря, для рассказывания стихотворения, для передачи содержания рассказа, любого текста.

 

 

 

 

 

Представленный материал будет полезен тем педагогам , которые  работают с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, имеющие проблемы с развитием навыков вербальной и невербальной коммуникации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.