Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для детей с ЗПР

Лебединская Ирина Михайловна

педагог-психолог Кабинет психолого-педагогической коррекции г. Караганда

Пояснительная записка.

Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (ЗПР) являются наиболее сложными  в диагностическом отношении. В настоящее время  эта категория детей всесторонне изучена, как с клинической стороны,  так  и  с психолого-педагогической.

В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  задержка психического развития  дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности.

В  исследованиях дефектологов указывается,  что при ЗПР имеет место  неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов.    В результате  изучения  психических процессов  и  возможностей  в обучении детей с ЗПР выявлен  ряд  специфических особенностей  в  их познавательной,  эмоционально-волевой  деятельности,  поведении всей личности.

Выявлены следующие черты:   повышенная  истощаемость  и  в результате  нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность  навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей через органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.

У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь у детей с ЗПР внешне удовлетворяет требованиям бытового общения. Но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками     наблюдается бедность словаря,  низкая осведомленность,  преемственность грамматики.

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа основана на иерархическом принципе психологической коррекции «сверху – вниз», заключающимся в создании оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного звена. (Кабанова, 1997 г.).

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности;

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

Цель: коррекция и развитие высших психических функций.

Задачи:

– развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;

– развивать слуховую и зрительную память;

– развивать целостность восприятия.

Принципы:

1.     Принцип развивающего обучения.

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У учащихся на индивидуальных занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

 

Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень – начальный.

2. Ориентация содержания – практическая.

3. Характер освоения – развивающий.

4. Возраст обучающихся – 9-12 лет.

5. Форма организации учебно-воспитательного процесса – индивидуальные занятия.

6. Периодичность – 1 занятие в неделю.

7. Продолжительность одного урока – 35 минут.

 

 

 

 

Тематический план занятий

№ Занятия
Задачи занятия
Содержание занятия
1.
Вводное занятие
Знакомство. Беседа.
2.     1.
– развитие наблюдательности

– развитие зрительной памяти
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

–  Игра «Что изменилось».

–  Игра «Ищи безостоновочно».

– Корректурная проба. Проверка ошибок.

– Игра «Запомни порядок».

–  Игра «Карлики-Великаны».

3. Рефлексия занятия.
3.     2.
– развитие концентрации внимания;

– развитие устойчивости внимания;

– развитие наблюдательности;

– развитие памяти.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Найти ошибки в алфавите.

– Игра «Запомни пары слов».

– Корректурная проба.

– Закрашивание кружков.

– Игра «Заметить все».

3. Рефлексия занятия.
4.     3.
– развитие концентрации внимания;

– развитие мелкой моторики;

– развитие мышления.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра «Какой предмет самый большой».

– Игра «Найди и продолжи закономерность».

– Корректурная проба.

– «Найди лишнюю фигуру».

– «Срисуй фигуру».

3. Рефлексия занятия.
5.     4.
– развитие устойчивости и произвольности внимания;

– развитие слуховой памяти
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра «Карлики-Великаны».

– Графический диктант.

– Игра «Зашифрованные цвета».

– Закрашивание кружков.

– «Заучивание слов».

3. Рефлексия занятия.
6.     5.
– развитие концентрации внимания;

– развитие устойчивости и произвольности внимания;

– Развитие зрительной памяти;

– развитие мелкой моторики.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра «Все наоборот».

– Корректурная проба.

– Задача «Нарисуй бусинки правильно».

– «Срисуй фигуру».

– «Запомни фигуры».

3. Рефлексия занятия.
7.     6.
– Развитие концентрации внимания;

– развитие моторики;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра «Что нового».

– Игра «Нарисуй правильно».

– Игра «Скажи на оборот».

– Закрашивание кружков.

– Графический диктант.

– Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.
8.     7.
– Развитие концентрации внимания;

– развитие наблюдательности;

– развитие мелкой моторики.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра «Найди игрушку».

– Игра «Кто лучше нарисует».

– Корректурная проба.

– «Срисуй фигуру».

– «Картинки-нелепицы».

3. Рефлексия занятия.

9.     8.
– Развитие произвольного внимания.

– Развитие слуховой памяти;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– «Запомни ритм».

– «Графический диктант».

– Игра «Повтори».

-Упражнение на распределение внимания.

– «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.
10.                       9.
– Развитие зрительной памяти;

– Развитие зрительного внимания;

– Развитие устойчивости внимания;

– Развитие мелкой моторики.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– «Что изменилось».

– «Нарисуй правильно».

– Закрашивание кружков.

– «Найди отличия».

– «Срисуй фигуру».

3. Рефлексия занятия.

11.                       10.
– Развитие слуховой памяти;

– Развитие концентрации внимания;

– Развитие зрительного внимания;

– Развитие мелкой моторики.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Упражнение «Все помню».

– Корректурная проба.

– Графический диктант.

– «Шифровка».

– Лабиринты.

3. Рефлексия занятия.

12.                       11.
– Развитие переключаемости внимания;

– Развитие зрительной памяти;

– Развитие зрительного внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения).

– «Трафареты».

– «Что изменилось».

– «Найди несоответствия на картинке».

– «Раскрась вторую часть картинки».

3. Рефлексия занятия.
13.                       12.
– Развитие концентрации и устойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Корректурная проба.

– «Срисуй фигуру».

– Упражнение «Цифровая таблица».

– «Шифровка».

3. Рефлексия занятия.
14.                       13.
– Развитие устойчивости внимания;

– Развитие мышления;

– Развитие скорости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Закрашивание кружков.

– Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками).

– Игра «Птица – не птица».

– Графический диктант.

– Игра «Летела корова».

3. Рефлексия занятия.
15.                       14.
– Развитие скорости внимания;

– Развитие помехоустойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра на внимание «Хлоп – топ».

– Корректурная проба.

– Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант).

– Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).

– «Срисовать фигуру».

3. Заключение.

16.                       15.
– Развитие наблюдательности;

– развитие устойчивости внимания;

– развитие помехоустойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра «Что изменилось».

– «Найди отличия».

– Графический диктант.

– Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки).

– «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.
17.                       16.
– Развитие помехоустойчивости внимания;

– Развитие концентрации внимания;

– Развитие слуховой памяти.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Корректурная проба.

– Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры).

– Игра «Повтори».

– Решение арифметических задачек в уме.

3. Рефлексия занятия.
18.                       17.
– Развитие концентрации и устойчивости внимания.

– развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Корректурная проба.

– «Нанизывание бусинок».

– Игра «Пары слов»

– Игра «Дотронься до…»

– «Продолжи ряд фигур»

3. Рефлексия занятия.
19.                       18.
– Развитие концентрации внимания;

– развитие ассоциативной памяти.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть.

– Графический диктант.

– «Срисуй фигуру»

– Упражнение «Пары слов».

– Шифровка.

– «Найди лишнее»

3.Рефлексия занятия.
20.                       19.
– Развитие слуховой памяти;

– Развитие концентрации внимания;

– Развитие зрительного внимания;

– Развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– Корректурная проба.

– Игра «Мозайка»

– Игра «Запомни фигуры»

– Лабиринты.

– «Зашифрованные цвета»

3. Рефлексия занятия.
21.                       20.
– Развитие скорости переключения внимания;

– Развитие логического мышления;
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Парные корректурные пробы;

– Логические задачи;

-Парные шифровки;

– Загадки;

– «Найди лишнюю фигуру»;

3. Рефлексия занятия.
22.                       21.
– Развитие наблюдательности;

– развитие устойчивости внимания;

– развитие помехоустойчивости внимания.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Упражнение «Хлопни в ладоши»;

– Игра «Что изменилось»;

– Параллельные корректурные пробы;

– «Срисовка»;

– Графический диктант.

3. Рефлексия занятия.

23.                       22.
– развитие устойчивости и концентрации внимания;

– развитие памяти.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– Продолжи ряд фигур;

– Игра «Хлопни в ладоши»;

– «Расшифруй поговорку»;

– Закрашивание кружков;

– «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»

 

24.                       23.
– Развитие концентрации внимания;

– Развитие мышления.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– «Составь рассказ из предложений»;

– «Определи чувства человека на картинке»;

– Графический диктант;

– «Найди лишнее слово»;

– «Назови общим словом».

3.Рефлексия занятия.
25.                       24.
– Развитие скорости переключения внимания;

– Развитие концентрации внимания;

– развитие устойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– Упражнение «Докрась вторую половину»;

– Упражнение «Числовой квадрат»;

– Упражнение «Арифметические задачи в уме»;

– Корректурная проба;

– Загадки;

3. Рефлексия занятия.
26.                       25.
– развитие мелкой моторики рук;

– развитие концентрации внимания;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– Упражнение «Перепиши без ошибок»;

– Мозайка;

– «Срисуй правильно»;

– Упражнение «Бусинки»;

3.Рефлексия занятия.
27.                       26.
– развитие концентрации и устойчивости внимания;

– развитие мелкой моторики;

– развитие наблюдательности.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– Игра «Что нового».

– Игра «Нарисуй правильно».

– Игра «Скажи на оборот».

– Закрашивание кружков.

– Графический диктант.

– Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.
28.                       27.
– Развитие мышления;

-развитие наблюдательности;

– развитие концентрации и устойчивости внимания.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Корректурная проба.

– Упражнение «Тренируем пальчики».

– Упражнение «Лабиринты».

– Упражнение «Метод словесных ассоциаций»

– Упражнение «Дорисуй вторую половину»

– Упражнение «Зашифрованный рисунок»

– Упражнение «Составь рассказ»

– Упражнение «Рассказ по цифрам»

– Упражнение «Угадай-ка»

3. Рефлексия занятия.

29.                       28.

– Развитие концентрации и устойчивости внимания;

– Развитие мелкой моторики;

– Развитие  воображения.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Игра «Шнуровка»;

– Упражнение «Дорисуй вторую половину»;

– Упражнение «Срисуй правильно»;

– Упражнение «Расшифруй поговорку»;

– Игра «Трафареты»;

3. Рефлексия занятия.
30.                       29.
– Развитие концентрации внимания;

– Развитие воображения;

– Развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Игра «Умный коврик»;

– Упражение «Срисовка»;

– Игра «Мозайка»;

– Тест Торренса.

3. Рефлексия занятия.
31.                       30.
– развитие концентрации внимания;

– развитие мыслительной операции «сравнение»
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Шифровка;

– Графический диктант;

– Упражнение «Что лишнее»;

– Упражнение «Скажи наоборот»;

– Загадки;

3. Рефлексия занятия.
32.                       31.
– развитие мыслительной операции «классификация»

– развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Графический диктант.

– Упражнение «Найди общее».

– Упражнение «Дай определение»

– Упражнение «Найди лишнее»

– Упражнение «Раскрась по образцу»

3. Рефлексия занятия.
33.                       32.
– развитие мелкой моторики;

– развитие воображения.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– «Свободный рисунок».

– «Составь рассказ по картинке».

– «Придумай название».

– Аппликации.

3. Рефлексия занятия.
34.
Итоговое занятие.
Заключение. Написание характеристики.
 

 

 

 

 

 

 

Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:

1.     Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;

2.     Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.

3.     А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».

4.     Справочник педагога-психолога школы / авт.-сост.Ю.А.Афонькина. – Волгоград:С74 Учитель. – 173 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.