«М.А.Шолохов. Героизм человека в рассказе «Судьба человека». Открытый урок

Нурлыбекова Лаура  Карамановна
 учитель русского языка и литературы ТОО «Школа «Арофат»  г.Шымкент

Школа «Арофат»

 

 

 

 

 

Разработка

открытого урока по русской литературе

в 11 «А» классе на тему «М.А.Шолохов.  Героизм человека в рассказе «Судьба человека»

 

 

 

 

Подготовила Нурлыбекова Л.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шымкент 2020 г.

План открытого урока по русской литературе

(урок внеклассного чтения)

 

Тема:  «М.А.Шолохов.  Героизм человека в рассказе «Судьба человека»

Класс: 11 «А»

Дата: 25.12.2019 г.

Цель урока: Раскрытие темы Великой Отечественной войны на примере рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

Задачи урока:

– Развивать навыки самостоятельной работы

с художественным текстом;

– Умения высказывать и аргументировать свое мнение;

– Мотивировать учащихся к чтению художественной литературы.

 

Тип урока: комбинированный  урок

Форма урока: урок-размышление с элементами поисковой работы

Межпредметные связи: история, русский язык, музыка

 

Наглядное пособие к уроку:  презентация по творчеству писателя,

иллюстрационный материал,

сборники произведений,

кадры из х/ф «Судьба человека».

 

Оборудование: интерактивная доска

 

Структура урока

І. Организация урока

–  Готовность учащихся  к уроку. Включённость обучающихся в учебный процесс. Формирование целевых установок урока и плана работы на уроке.
ІІ. Переход к теме урока

– Сегодняшний наш урок проходит в предверии самого важного общенарод-ного праздника Дня Победы. Поэтому мы свой урок посвящаем 75-й годовщине Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Какой же праздник без песни! Предлагаю нам всем исполнить одну из популярных песен военных лет «Катюша». (Слова М.Исаковского, музыка  М.Блантера)

– Песня «Катюша» в исполнении учащихся и гостей урока.

– Спасибо, что  помните замечательные песни военных лет, которые внесли свою лепту в общую победу.

 

–  На дом было дано опережающее задание – прочитать рассказ   М.Шолохова «Судьба человека». Насколько это произведение было понято вами и какое впечатление оно произвело на вас мы попробуем сегодня определить  вместе. Это одна из задач сегодняшнего нашего урока. Сегодня мы с вами займемся анализом данного рассказа в аспекте его сюжетно-композиционного построения.  Для начала повторим основные элементы анализа сюжетно-композиционного построения художественного произведения.

– Работа по теории литературы: (Слайд 2)

Композиция – построение произведения.

Сюжет – основное содержание произведения.

Элементы сюжета:

1) Экспозиция – описание до начала действия.

2) Завязка – начало действия.

3) Развитие сюжета – последовательность описания действий.

4) Кульминация – наивысшая точка развития действия.

5) Развязка – окончание действия.

 

ІІІ. Изучение нового материала и проверка понимания изученного

 

–  Сообщение темы урока и эпиграфа к уроку, демонстрация её на слайде презентации к уроку. (Слайд 1,3)

Эпиграф к уроку: Писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была.     М.Шолохов

 

– Слово учителя: Основную цель для себя М.Шолохов-писатель определил так: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку». (Слайд 5)

О чем говорят эти слова писателя? Что для него является главным в жизни? (Ответы учащихся)

– Слово учителя:  Несмотря на то что прошло 75 лет, и сегодня военная тема воспринимается как глубоко современная в литературе. Лучшие  произведения принадлежат писателям, прошедшим эту войну,  рассказыва-ющим о незабываемых впечатлениях и чувствах. Рассказ “Судьба человека” Михаила Шолохова является одним из таких произведений, так как  писатель был участником Великой Отечественной войны. (Слайд 6)

 

1)  Задания  и вопросы для учащихся (устный опрос):

1. Определите основную тему рассказа «Судьба человека». – Тема Великой  Отечественной войны.

2. Кто является главным героем рассказа? – Андрей Соколов.

3. Что является основой сюжета рассказа? –  Судьба Андрея Соколова.

4. В каком году был написан рассказ? – В 1956 году.

5. Почему произведение называют рассказом-эпопеей? – Охват большого исторического периода.

6. Из скольких частей состоит рассказ? Аргументируйте свой ответ. – Из трех частей. События до ВОВ, годы войны и послевоенная весна.

7. От лица кого ведется рассказ?- От лица автора и Андрея Соколова. Рассказ в рассказе.

8. Как вы понимаете слова: «Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины»? (Слайд 7)

9. Определите, кому принадлежит эта портретная характеристика?

Из текста: «Он положил на колени большие темные руки, сгорбился…. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» – Андрей Соколов.

10. Почему автор рассказа с первых строк не называет героя  по имени? – Он просто высокий, сутуловатый мужчина.

 

– Слово учителя:  О том, что имя героя  Андрей, мы узнаем из уст его жены Ирины, когда семья провожает его на войну.

Из текста: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся мы с тобой… больше… на этом… свете».

– О том, что фамилия героя  Соколов, мы узнаем только во второй части рассказа, на войне.

Из текста: «Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?».

– А мы с вами попробуем заглянуть в Википедию  и выяснить значение имени и фамилии нашего героя. (Слайд 8)

Андрей (от древнегреческого имени Андреас) переводится как «храбрый», «мужественный».

Соколов (от слова Сокол) – солнечный символ победы, света, свободы. У славян эта птица – символ силы, мужественного казака, доброго молодца.

«Сокол ты мой, ненаглядный. Соколик мой ясный» и др.

Вывод: Андрей Соколов – это храбрый, мужественный, сильный человек.

 

2)  Устная  работа «Перелистывая страницы рассказа».

Работа с художественным текстом. Подбор комментариев  к предложенным иллюстрациям к рассказу.  (Слайды 9-23)

Комментарии к иллюстрациям из текста

1. Хорошая попалась мне девка! Смирная, веселая, угодливая и умница, не мне чета. Со стороны глядеть – не так уж она была из себя видная, но ведь я-то на не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет! (стр. 169  1 абзац)

 

2. Придешь с работы усталый, а иной раз  и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе… Вот что это означает – иметь умную жену-подругу… (стр. 169  2 абзац)

 

3. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передергивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шел… (стр. 170  2 абзац)

 

4. Оторвался от Ирины, взял ее лицо в ладони, целую, а у нее губы как лед. (стр. 170  4 абзац)

 

5. А Ирина прижала руки к груди; губы белые как мел, что-то она мне шепчет, смотрит на меня, не сморгнет, а сама вся вперед клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра… Такой она в памяти мне не всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широко раскрытые глаза, полные слез… (стр. 170  4 абзац)

 

6. Дали мне ЗИС-5. На нем и поехал на фронт. (стр. 170  4 абзац)

В жизни так не ездил, как на этот раз! Знал, что не картошку везу, что сэтим грузомосторожность в езде нужна, но какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся насквозь артогнем простреливается. (стр. 172  2 абзац)

 

7. Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии.

(стр. 178  5 абзац)

 

8. Он (полупьяный Мюллер) встал и говорит: «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься». (стр. 181  2 абзац)

 

9. С тем взял  стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня». (стр. 181  4 абзац)

 

10. Похоронил я в чужой немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далукий путь, и будто что-то во мне оборвалось… (стр. 186  2 абзац)

 

11. Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нен-нет, да и взглянет на меня из-под длинных своих, загнутых кверху ресниц, вздохнет. (стр. 187  3 абзац)

 

12. «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали»… (стр. 187  3 абзац)

 

13. «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь!» (стр. 187  5 абзац)

 

14. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью  ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник.

(стр. 188  2 абзац)

 

15. Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку: «Прощай, браток, счастливо тебе! – И тебе счастливо добраться до Кашар». (стр. 190  2 абзац)

 

3) Определение сюжетно-композиционной структуры рассказа.

(Исследовательская работа учащихся) (Слайд 2)

1. Композиция рассказа:  рассказ состоит из трех частей (1.История Андрея Соколова до начала ВОВ, 2. Андрей Соколов на войне, 3. Возвращение Соколова с войны.)

2. Сюжет рассказа:  история жизни Андрея Соколова.

Элементы сюжета:

1) Экспозиция – случайная встреча автора-рассказчика с незнакомым мужчиной.

2) Завязка – начало рассказа Андрея Соколова.

3) Развитие сюжета – история жизни Андрея Соколова. (часть 1, 2)

4) Кульминация – встреча Андрея Соколова и Вани.

 

– Показ фрагмента «Самый душераздирающий момент» фильма «Судьба человека» С.Бондарчука – 3 мин. 18 сек.)

 

5) Развязка – путешествие отца и сына.

– Чтение финала рассказа. (Слайд 24)

Из текста: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина…»

 

ІV. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Слово учителя:

1) Чем поучительна история Андрея Соколова?

2) Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. Финал рассказа остается открытым.

3) Придумайте продолжение рассказа. «Андрей Соколов и Ванюша … » (Варианты учащихся)

4) Объясните значение цитаты М.Шолохова: «На то молодость и дана, чтобы быть кипучей, активной, жизнеутверждающей». (Слайд 25)

 

V. Задание на дом и проведение самооценки.

– Напишите эссе на тему «В жизни всегда есть место подвигам». (Слайд 26)

– Заполните лист самооценки по данным критериям. (Слайд 27)

– Критерии оценивания (самооценка учащихся) от 3 до 5-ти баллов

 


ФИ учащегося
Критерии самооценки
Оценка учителя
На уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил
Материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока
Работал не активно, материал усвоил частично
1.

2.

VІ. Рефлексия.

Рефлексивные вопросы:

·         Что на уроке было трудным, а что легко далось?

·         Что в изученном материале, для вас самое главное?

·         Чем был интересен урок?

–         Мы поздравляем Всех с наступающим праздником Днем Победы!

Спасибо всем за активное участие на уроке.

–         Звучит песня «День Победы».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.