Методическая разработка урока на тему «Конституционное право- ведущая отрасль права РК»

Копеева Асель Хусаиновна

преподаватель Основы права КГКП «Высший инновационный аграрный колледж  «Ertis»

Методическая разработка урока.

 

Преподаватель: Копеева А.Х.

Дисциплина основы права

Специальность, группа 1513000 «Ветеринария» группа Вет-31

Тема занятия: «Конституционное право- ведущая отрасль права республики Казахстан»

Дата

Тип занятия: комбинированный, урок-поиск

Цели занятия:

Учебная: познакомить обучающихся с понятием Конституция, сформировать представление о методах правового регулирования

Развивающая: развивать умение анализировать, работать с дополнительной литературой, делать определенные выводы

Воспитательная: осуществление правового воспитания, гражданской ответственности

Методы: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа по заполнению схемы, кластера, интерактивные методы, игра «Ты имеешь право выбора», рассказ притчи с применением приема «тонкие и толстые вопросы»,  решение ситуаций, проведение опроса и тестирования

Оснащение занятия: интерактивная доска, маркерная доска, плакаты

Межпредметные связи: история, обществознание

Литература основная: Конституция Республики Казахстан

Ибраева А.С. Правоведение. Учебник для 10 класса, стр.11-60

Дополнительная: Основы права. Оспанов К.И.

 

Ход урока:

 

Фронтальный опрос, письменный опрос по вариантам, тестирование, опрос у доски, ситуационные задачи, графический диктант, словарный диктант, деловая игра.

– Здравствуйте, ребята! У каждого из нас было свое начало, а было это, когда вы родились.

– Кто помнит, какими вы были? Чтобы вы могли себя представить, я предлагаю вам нарисовать вместе со мной рисунок.

(Звучит куплет песни «Точка, точка, запятая»)

Точка, точка, запятая-

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик,

Получился человечек.

-Нарисуйте человечку лицо. А теперь мы посмотрим, с каким настроением вы пришли сегодня.

Вы находитесь сейчас в начале вашего взрослого жизненного пути.

Благодаря семье, а потом школе, колледжу, вы вырастаете. Мы хотим, чтобы вы были добрыми, отзывчивыми, любили свою семью и Родину.

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе,

Можете сказать вы.

А мы отвечаем:

Что вы! Что вы! Это важно!

Чтобы вырос он отважным.

Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно,

Только так из человечка выйдет человек.

У А. П. Чехова есть выражение: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И все эти качества нужно у себя воспитывать. Да – это трудно и сложно, и долго. Этого требует общество. А, живя в обществе, мы должны соблюдать определенные правила и законы, прежде всего Конституцию РК.

Тема нашего урока: «Конституционное право- ведущая отрасль права Республики Казахстан»

 

1.Понятие Конституционного права – как одной из ведущих юридических дисциплин.

 

2.Понятие и сущность Конституции Республики Казахстан.

 

3.Предмет Конституционного права Республики Казахстан – государственно-правовые реалии, определяющие устройство Казахстана и его общества.

 

4.Понятие правового статуса личности как конституционного правового института, характеризующего природу отнощений между человеком, личностью и государством.

 

 

Изучение нового материала

 

1.

Как вы понимаете конституционное право? Дайте свое определение ему.

Обучающиеся представляют свои приблизительные описания.

А сейчас в тексте посмотрим определение конституционного права и сравним, правильно ли вы представили.

Конституционное право РК как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государственное устройство РК.

В основу разделения права на отрасли положено два критерия: предмет регулирования и метод регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством. Конституционно-правовые отношения регулируются следующими методами: 1) методобязывания; 2) метод запрещения;3) метод дозволения;4) метод признания. Система конституционного права — это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права.

 

Задание для каждой подгруппы:

1 группа – Как Вы думаете, что такое методы?

2 группа – Какие методы характерны для конституционного права?

3 группа – Для чего необходимы эти методы?

 

2.

Под Конституцией в юридической науке понимается нормативный акт – Основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя игосударственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов. Конституция РК состоит 9 разделов и 98 статей. В связи с изменениями от 21 мая 2007 года 84 статья была исключена, а 40 статей были изменены. Разделы конституции:1.общие положения2. человек и гражданин 3. президент 4. парламент 5. правительство 6. конституционный совет 7. местное гос управление и самоуправление 8. суды и правосудие 9. заключительные и переходные статьи

 

В чем заключается сущность Конституции? Ответы обучающихся.

Составьте таблицу: «Важнейшие события становления Конституци РК».

 

3.

В статье 1 Конституции РК записано: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Задание для обучающихся, необходимо охарактеризовать

1 ряд – Республика Казахстан – демократическое и светское государство.

2 ряд – Республика Казахстан – правовое государство.

3 ряд – Республика Казахстан – социальное государство.

 

4.

Прежде чем говорить о правовом статусе человека, личности и гражданина.

Задание обучающимся.

1 группа – Что из себя представляет человек?

2 группа – Кто такой гражданин?

3 группа – Что охватывается понятием личность?

Ответы обучающихся. Сравниваем с понятиями в лекции.

 

2. Прочтение притчи, ответить на вопросы (прием «тонкие и толстые вопросы»)

Буддийская притча.

Голова и хвост змеи постоянно спорили между собой, кто из них главный.

— У меня есть глаза, уши, рот, чтобы видеть, слышать и есть. А что есть у тебя? А ещё я всегда впереди при движении, поэтому я и главная, — утверждала голова

— Ты движешься вперед только тогда, когда я тебе позволяю это делать, сказал хвост и обмотался вокруг дерева.

Голова чуть не умерла от голода и стала умолять хвост отпустить её, обещая признать его главным. Когда же хвост отцепился от дерева, змея сказала:

— Раз ты главный, иди впереди!

Хвост отправился вперёд, и сразу же на пути его встретилась глубокая яма, в которой горел костёр. Змея свалилась в яму и сгорела заживо.

Вопросы группам:

1).Как голова объяснила причины, что она должна быть главной? Согласны ли вы с ее доводами? Почему вы так считаете?

2).Как хвост объяснил необходимость главенства ему?

Согласны ли вы с тем, что хвост змеи не захотел слушать голову и стать главным?

3).Предположите данную ситуацию с притчей для людей. К чему бы это привело?

4).Какой смысл для назидания людей содержит данная притча? Свяжите его с темой нашего урока

Понятие правового статуса личности как конституционно-правового института, характеризующего природу отношений между человеком, личностью и государством – слово преподавателя. Система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Республики Казахстан. Общие вопросы гражданства.

Задания группам:

Выделите из текста Конституции РК (раздел II «Человек и гражданин»):

– личные (гражданские) права, свободы,

– политические права и свободы

– социально-экономические, культурные права и свободы

– обязанности

Самостоятельная работа

студентов

1.Задания по буддийской притче

2.Права, свободы и обязанности человека и гражданина РК; Общие вопросы гражданства – выполнение заданий

3.презентации кластеров групп по конституционно-правовым статусам высших органов ветвей власти

30м.

Подведение итогов занятия

Домашнее задание

Эссе «Я-гражданин РК», «Я-избиратель. Я-решаю», «Разделение власти в РК», «проект изменений и дополнений в Конституцию РК. Мое видение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.