Разработка урока «Кто дружит с солнышком?»

Поспелова Виктория Юрьевна учитель начальных классов,

Глухих Ольга Ивановна – учитель начальных классов
КГУ «Общеобразовательная школа №30» акимата города Усть-Каменогорска

Раздел 4:
Земля и космос (в контексте сквозной темы «Традиции и фольклор»)
Школа: КГУ «Общеобразовательная школа №30» акимата г. Усть-Каменогорска
Класс: 2
ФИО учителя: Поспелова Виктория Юрьевна,

Глухих Ольга Ивановна
Тема урока:
Кто дружит с солнышком?
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
2.4.2.1. Определять порядок расположения планет Солнечной системы.

2.1.2.1. Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований.
Развитие

навыков:
ü  Описывать иллюстрации и находить в тексте учебника ответы на вопросы.

ü  Анализировать, что объединяет картинки в учебнике.

ü  Перечислять и подписывать в Научном дневничке все планеты Солнечной системы.

ü  Предполагать и обосновывать, какая из планет получает меньше и больше всего тепла и света.
Критерии успеха
Все учащиеся смогут:

ü  Определить тему и цель исследования на уроке

ü  Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

ü  Вступать в учебный диалог

ü  Называть порядок расположения планет Солнечной системы

ü  Сравнивать размеры космических тел

ü  Оценивать результаты своей работы на уроке

Большинство учащихся смогут:

ü  Работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника,

ü  Осуществлять самопроверку гипотез

ü  Самостоятельно моделировать Солнечную систему

Некоторые учащиеся смогут:

ü  Осуществлять поиск информации в дополнительных

источниках.

ü  Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

ü  Самостоятельно обрабатывать информацию и заносить результаты в Журнал космонавта
Языковая

цель
Полиязычие:

Күн – Солнце – Sun

Основные термины и словосочетания:

Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, орбита.

Вопросы для обсуждения:

Что такое орбита?

Какие небесные тела, вращаются вокруг Солнца?

Какая планета самая маленькая?

Какая планета самая большая?

Почему планеты не сталкиваются?
Привитие

ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные

связи
ИКТ – поиск информации в Интернете.

Логика – игра с фишками-планетами.

Самопознание – обмениваться мнениями, слушать любого ученика в группе и учителя; согласовывать свои действия в паре, группе.

Русский язык – значение слова «астроном», «орбита»

Пропедевтика – астрономия.
Навыки

использования ИКТ
ИКТ – просмотр видеоролика
Предварительные

знания
Знают понятие «космос», характеризуют астрономию, как науку о космосе;

называют летательные аппараты для изучения космоса; дают характеристику отдельным космическим телам; могут объяснить связи между Землей и Солнцем, описывают особенности поверхности и движения Луны.
Ход урока
Этапы урока, t
Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы
Начало урока

1 мин
I. Создание положительного эмоционального настроя.

Сели в ракету –

Все готовы? Всё готово?

Запускаем двигатели! (Вращательные движения руками)

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

 

 

1 мин
II. Введение в тему

Отгадайте загадку

1.      Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.

(Космос)
На доску отгадку

КОСМОС
4 мин
Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие. Вы – члены космической команды, я – капитан корабля.

Сейчас мы проверим подготовку команды к путешествию.

II. Для успешной подготовки к полёту нам необходимо освежить наши знания. Для этого выполним задания.

Проверка домашнего задания

Игра «ДА – НЕТ» (можно использовать сигнальные карты,  сопровождать хлопками).

1. Ближайшая к нам звезда?

2. На космическом корабле можно опуститься на поверхность Солнца. (Нет.)

3. Солнце – огненный шар. (Да.)

4. Солнечные лучи несут вред всему живому на Земле. (Нет.)

5. Луна – самое яркое небесное тело в ночном небе. (Да.)

6. Луна – планета, которая движется вокруг Солнца. (Нет. Луна – спутник.)

7. Кратеры – бывшие моря и океаны на поверхности Луны. (Нет.)

Углубления, образованные от падения метеоритов.)

Ребята, задайте вопросы, которые вы составили дома по предыдущей теме урока, чтобы проверить знания наших космонавтов.

Задание в парах. Карточки.

Выбрать из списка небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца. Лишнее зачеркнуть.

Самопроверка

 

 

 

 

Отгадайте ребус. Отгадка поможет нам сформулировать цели урока

 

 

 

 

 

 

 

На доску слово

КҮН – СОЛНЦЕ – SUN

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

спутники  птицы кометы  астероиды  космическая пыль  ветки  планеты   лёд

игрушки

 

На доску слово ПЛАНЕТЫ
1 мин
III.Актуализация знаний. Целеполагание

Учащиеся по словам на доске предполагают, о чём пойдёт речь на уроке. Определяют цель, которую нужно достичь к концу урока.

КОСМОС   СОЛНЦЕ   ПЛАНЕТЫ (Узнаем о том, какие планеты находятся в космосе рядом с Солнцем)

Помогать на уроке мне будут АСТРОНОМЫ.(2 ученика, с высоким уровнем мотивации, подготовивших опережающее задание)

Попробуйте объяснить слово «астроном»

Нам на уроке необходимо будет заполнить космический журнал, необходимый для каждого космонавта. А начнём мы с карты. Прочитайте её название в Журнале космонавта..
 

 

На доску слово АСТРОНОМ
Середина урока

27 мин
IV. Работа по теме урока

Просмотр видео «Звёздное ночное небо»

Проблемный вопрос: Во время просмотра внимательно рассмотрите небесные объекты и скажите, как они себя ведут

Ответы детей. (Некоторые объекты стоят на месте, некоторые непрерывно движутся. Небо меняется.) Почему? Ответы детей.

 

Астроном: Слово «планета» означает блуждающая. Эти космические тела похожи на звезды, но в отличие от звезд – огромных раскаленных светящихся шаров, – планеты представляют собой остывшие холодные небесные тела. Они светят не своим, а отраженным солнечным светом.

 

Задание в парах. Работа с Интернетом.

Найдите в Интернете названия планет Солнечной Системы.

Назовите их

Сколько планет?

Проблемный вопрос: А кто знает, в какой последовательности от Солнца расположены планеты?

Работа с учебником. С.52

Расположите на доске планеты в правильном порядке от Солнца.

 

Работа с Журналом космонавта.

Что за линии – дорожки на карте в Журнале космонавта?

Астроном: объяснение слова «орбита»

Рассмотрите Солнечную Систему, прочитайте названия планет по порядку относительно Солнца, назовите самую большую планету ГИГАНТ, самую маленькую и планеты-соседи.

 

Индивидуальная работа.

В Журнале космонавта  записать названия планет используя схему учебника на с.53 или на доске.

Проблемный вопрос.

Предположите, почему планеты не сталкиваются. (Гипотезы детей.)

 

Групповая работа. Исследование. «Как движутся планеты?» Работа с игровым полем и фишками (имитация планет)

Какая планета делает оборот вокруг Солнца быстрее? Почему?

Вывод: Игра «Дополни слово»

– Вот мы и узнали, что …

1.      Вокруг Солнца вращаются ….(планеты)

2.      Планет ровно… (8)

3.      У каждой свой путь, называемый ….. (орбитой)

4.      Самая большая планета… (Юпитер)

5.      Самая маленькая планета …(Меркурий)

6.       Планета, на которой есть жизнь… (Земля)

 

Запомнить названия и очередность планет вам поможет считалка. Помощь Астронома. Считалка в Журнале космонавта.

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз,

Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун.(А. Усачев)
Видеосюжет

 

 

 

 

 

Рассказ астронома

 

 

 

 

 

Рисунки планет с названиями  на доску.

 

 

 

По одному ученику к доске.

 

 

На доску слово «орбита»

 

 

 

 

 

Работа в Журнале космонавта

 

 

Игровое поле + фишки-планеты

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

5 мин

V. Обобщение

Индивидуальная работа в Космическом журнале. Обработка информации. Задания по уровням.

Задание в Журнале космонавта поможет нам узнать, готовы ли вы к полёту и запустить ракету в космос.

1.      Запиши количество планет Солнечной системы

2.      Найди схему Солнечной системы.

3.      Ответь на вопросы, соединив линией.

Журнал космонавта

Д/З Творческое задание

Рассмотрите и сравните размеры планет и создайте необычную модель Солнечной системы.

1 мин

VI. Итог урока. Рефлек­сия

Шкала полёта ракеты на доске. Каждый ребёнок выбирает уровень полёта, используя стикеры – ракеты, наклеивает их на доску.

Дифференциация
Оценивание
Здоровье и соблюдение ТБ
Введение детей в ситуацию успеха, повышение самооценки у слабого.

Сильным предложить самостоятельно

найти информацию в

сети Интернет.

Использование открытых вопросов для

детей с выраженными умственными

способностями.
Учитель:

обеспечивает обратную связь и поддержку каждому учащемуся;

задаёт вопросы по ходу урока;

просматривает работы учащихся в Журнале космонавта;

анализирует результаты ученической рефлексии.
Динамическая пауза.

Солнце глянуло в окошко

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать

Раз, два, три, четыре, пять.

 

 

Журнал космонавта _______________________________

1.     Күнжүйесі – Солнечная система – Solar system

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     На Луне жил звездочёт, он планетам вёл подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун.

 

 

3.     К полёту готов?

 

В Солнечной Системе         планет.

 

Выбери и отметь схему Солнечной системы

 

 

Возьми красный карандаш, соедини линиями звёздочку и точку правильного ответа. ЗАПУСТИ РАКЕТУ В КОСМОС!

 

 

Венера       Марс

Андромеда                                                        Название планеты, которая не входит в Солнечную Систему

Земля

Нептун      Меркурий                                           Планета, на которой  существует жизнь

Сатурн        Уран

Юпитер                                             Самая маленькая планета

 

Самая большая планета

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.