Материалы классного часа «Плакат как фактор мобилизации ресурсов в годы Великой Отечественной войны»

Полковникова Анна Федоровна

учитель истории КГУ «Общеобразовательная школа №30» акимата города Усть-Каменогорска

ПЛАН:

Введение.

I.        История возникновения плаката.

II.     Роль плакатов в жизни людей в годы Великой Отечественной войны

III.  Плакат как фактор мобилизации трудовых и военных ресурсов  военного   периода в Казахстане.

IV.Художники – мастера плакатов.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Обращение к теме научного исследования «Плакат как фактор мобилизации ресурсов в годы Великой Отечественной войны» обусловлено несколькими причинами.

Общеизвестно, что история и искусство всегда идут рука об руку. Плакатисты как бы «прижаты» к истории вплотную. История рождает темы, образы, формы, задачи плакатов. Но неправильно было бы говорить только о влиянии истории общества на плакатное искусство. Создавая плакаты, художник, не просто отражает события, он ещё вкладывает в них своё мироощущение, своё восприятие и прочтение исторических событий.

Плакатное искусство в силу своей динамичности призывает, мобилизует, учит, искореняет пороки и недостатки, воспитывает. Поэтому плакатное искусство можно назвать двигателем исторического процесса.

Таким образом, история общества не может быть без достоверного и оперативного её отражения, а плакатное искусство не может существовать без опоры на происходящие события.

При посещении нашим классом зала, посвящённого Великой Отечественной войне, в историко-краеведческом музее, мы обратили внимание на то, что при его оформлении использованы плакаты военного времени. Пожелтевшие от времени, поблёкшие плакаты отражают отдельные этапы истории войны: оборону Москвы, защиту города Ленина, освобождение стран Западной Европы и другие. Есть плакаты, обращённые к труженикам тыла. Воссоздать атмосферу грозного военного периода помогают плакаты И. Тоидзе «Родина–мать зовёт», В. Серова «Заменим» и «Защитим город Ленина», Д. Моора «Оденем бойцов теплей, чтобы бить врага верней», Д. Шмаринова «Воин, ответь Родине победой», А. Мухина «Защитим родную Москву», Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» и «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно–внуки Суворова, дети Чапаева», П. Голубя и А. Чернова «Слава победителям», Ф. Антонова «Сынок, родимый мой…!», В. Иванова «На запад!», И. Астапова, В. Курдова, Ю. Петрова «Освободим народы от гитлеровской тирании!», К. Вялова «Дорога на запад!».

Такое сочетание на стендах плакатов и архивных материалов показалось нам интересным. И возникла необходимость поподробнее познакомиться с творчеством художников времён Великой Отечественной войны, другими их работами и историей плакатного искусства.

Кроме того, социологический опрос учащихся четвёртого и шестых классов нашей школы (в анкетировании участвовало 66 человек) показал, что знания детей о плакатной графике слабые. Интерес к этой теме отсутствует. Только 50% учащихся смогли ответить на вопрос, что такое плакат. Для большинства плакат – это афиша с изображением кумиров, картинки с текстом, рекламный листок.  Лишь 7 человек из 66, то есть 10,6% смогли назвать типы плакатов. 90,6% учащихся совершенно не знают художников, авторов плакатов. 83,3% не понимают связи плакатов с реальными событиями истории, и поэтому всего 4,5% опрошенных респондентов смогли сформулировать тематику современных плакатов: экология, наркомания, алкоголизм. Для большинства современный плакат – это рекламные баннеры коммерческого характера.  (Материалы социологического опроса прилагаются – приложение №1).

Именно данные факты определили тему исследования. Автор данного проекта решила ближе познакомиться с историей плакатной графики, выяснить идейную роль, которую плакат сыграл в деле победы советского народа в годы Великой Отечественной войны.

В связи с выбранной темой исследования выдвигается гипотеза:

если в годы Великой Отечественной войны выпускались тематические плакаты, то они вдохновляли народ на победу.

Цель исследования: определить роль и назначение плаката в деле Победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

ü Познакомиться с историей возникновения плакатного искусства,

ü  показать закономерную связь тематики плакатов с жизнью общества,

ü оценить значение, пропагандистскую и воспитательную роль плакатов в годы Великой Отечественной войны,

ü  познакомиться с мастерами плакатной графики, определить тематику плакатов современности,

ü  доказать теоретическую и практическую значимость данной темы.

Для решения данной цели и задач исследования были использованы следующие методы: социологический опрос, анализ анкет, сравнение плакатов по тематике, изучение экспозиции музея, интернет источников, интервьюирование, обобщение литературы по теме исследования.

Данная тема недостаточно освещена в исторической и научной литературе. Представляют интерес четырёхтомное издание о Кукрыниксах

(издательство «Изобразительное искусство»), книга М. Иоффе «Десять очерков о художниках-сатириках», монография художника-плакатиста

В.С. Иванова «Как создаётся плакат». Это литература вышла в 60-80 годы в издательствах Академии Художеств СССР и «Советский художник». Плакатному искусству Казахстана посвящён репортаж журналиста Л.Петровской «Плакат- 85. На параде и в боевом строю», помещённый в сборнике «Искусство Казахстана» 1987 года. В центре внимания репортажа четвёртая республиканская выставка плаката, состоявшаяся в июле 1985 года в Алма-Ате. Другие исследования о плакатном искусстве Казахстана и его мастерах не найдены.

Из анализа литературы можно сделать следующие выводы, что во время первой мировой войны большое распространение получили агитационные плакаты, призывающие в армию, агитирующие оказать помощь раненым, подписаться на военные займы.

Бешеный темп революции и её последствий продиктовал создание нового типа революционного плаката, где графический образ и слово поэта несут огромный пропагандистский заряд. По словам В.В. Маяковского, плакаты так называемых «Окон РОСТА» 1919-1921 годов – это «протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы». «Окна РОСТА» или «Окна Сатиры РОСТА» – название плакатов, выпуск которых осуществлялся Российским телеграфным агентством. Основные плакатчики: Черемных, Малютин, Маяковский. Первые «Окна» делались в одном экземпляре и вывешивались в витринах и окнах пустующих магазинов, дальнейшие размножались трафаретом, иногда до 100-150 экземпляров.

Предвоенное десятилетие – время великих надежд и великих трудовых подвигов, время первых пятилеток. Народ сделал невозможное: из аграрной страны, разрушенной войнами, СССР превращается в индустриальный гигант. Политические плакаты этого периода зовут в светлое будущее социализма, убеждают трудящихся в том, что наша будущее- в наших руках. (Приложение №3)

Грозной летописью можно назвать плакаты периода Великой Отечественной войны. Идейная целеустремлённость и оперативность плакатов этих лет призваны были мобилизовать на скорейшую победу.

Агитационные плакаты послевоенного периода призывали к трудовым свершениям, к светлой мечте человечества – социализму и коммунизму, к миру во всём мире. Плакаты выпускались массово и регулярно вплоть до перестройки. Во всех республиках бывшего Советского Союза работали целые издательства, выпускающие политические плакаты тиражом до 300000 экземпляров.

Бурная современность внесла свои коррективы в содержание плакатной графики, появилось большое количество плакатов информационного, рекламного, учебного, инструктивного характера, актуальны и агитационные плакаты, призывающие к борьбе с пороками общества: наркоманией, алкоголизмом, бюрократией, коррупцией, загрязнением окружающей среды.

Предложенный материал поможет расширить кругозор учащихся о плакатной графике, осознать актуальность данной темы. В этом состоит теоретическая значимость проектной работы.

Данные исследования могут быть использованы при оформлении стендов, выставок, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Факты представляют интерес для преподавателей истории, изобразительного искусства при знакомстве с плакатной графикой, с творчеством художников, создающих плакаты. Материалы научного исследования можно использовать во внеклассной работе, при проведении встреч с интересными людьми, ветеранами, при организации классных часов.

История возникновения плаката.

 

Искусство несёт тяжкий крест-

отражать действительность.

К. Кинчев

Для раскрытия темы проекта необходимо выяснить значение термина «плакат». Словарь иностранных слов даёт следующее определение: «Плакат – крупноформатное издание (обычно в виде рисунка, изображения, сопровождаемого кратким текстом), выполняющее задачи наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа или обучения». Лингвисты считают, что слово «плакат» происходит от французского placard – «объявление, афиша». Если рассматривать плакат с этой точки зрения, то можно с натяжкой предположить, что плакаты существовали ещё в Древнем Египте. Именно тогда, чтобы разместить информацию о беглых рабах, применялись особые объявления. А вот в Древней Греции и Риме по мере развития торговли, культуры и искусства использовали своеобразные листовки для информирования о торговых предложениях и театральных спектаклях (вроде современной рекламы).

Официальным днём рождения плаката считается 1482 год. Именно в этом году впервые для того, чтобы привлечь покупателей, английский книготорговец Батдольд рекламирует новое издание «Геометрия Эвклида» и использует для этой цели плакат.

В последующие годы конца 18- начала 19 веков совершенствовались способы печатания изображений. Так в 1866 году француз Жюль Шере основал небольшую литографию в Париже. Он предложил главные принципы современного плаката: броскость за счёт цветовой гаммы, лаконизм и читаемость текста «на ходу», концентрация внимания на одной главной фигуре. Этот год считается началом истории плаката.

К концу 19 века плакаты получили официальное признание, об этом свидетельствует организованная в конце 1897 года в Санкт-Петербурге Всемирная выставка плакатов и афиш. В ней приняли участие много талантливых рекламных художников: Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрек, П. Боннар. Это был первый смотр нового жанра. На выставке были представлены 700 работ из 13 стран, 200 работ из Франции, 100 из Германии, 28 плакатов из России. Выставка имела огромный успех.

Так постепенно плакат стал неотъемлемой частью общественной жизни государств Европы, а затем – и России. Известная исследовательница российского плаката Н. И. Бабурина пишет: «Собственно история, активное развитие плаката в России и превращение его в особый вид графического искусства начинается так же, как в Западной Европе, в последней четверти 19 века. На это время падает широкое распространение рекламного плаката, внедрение его в быт и облик города».

«Боевой жанр» успешно развивается в суверенном Казахстане. В арсенале казахстанских мастеров плакаты на социальную и производственную темы.

Современное искусство плаката движется к фотомонтажу, к некоему синтезу – «Плакат-картина».

Интересный факт: 26 октября 1993 года в Гонконге отпечатан самый большой в мире плакат (его площадь – 21936 кв.м.).

Итак, плакат с полным основанием можно отнести к самому острому и мобильному из изобразительных искусств, которое призвано «по-маяковски» «строить и месть в сплошной лихорадке буден».

Все плакаты на современном этапе по назначению можно разделить: на рекламные (театральные и киноафишы, объявления о выставках и т.п.), на информационные (постеры), учебно-методические (предметные), на инструктивные (например, о правилах поведения), на политические и агитационные.

Поэтому плакат актуален и востребован в переломные моменты истории. Каким на сегодняшний день и является современный этап развития нашего государства.

Роль плакатов в жизни людей

в годы Великой Отечественной войны.

Годы, отделяющие нас от грозного утра 1941 года – серьёзный срок, равный жизни зрелого человека.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война против германского фашизма. Это одна из самых масштабных и кровопролитных войн за всю историю человечества, в которой советский народ потерял более 27 миллионов человеческих жизней. Были разграблены и сожжены 1710 городов и посёлков городского типа, более 70 тысяч сёл и деревень, 32 тысяч промышленных предприятий. В результате грабежей и бесчинств оккупантов страна потеряла 30% национального богатства.

Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для страны. История войн ещё не знала такой самоотверженности и массового героизма, которые проявили советские воины в боях против фашизма.

Эта война показала, что духовная борьба также влияет на ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военном превосходстве.

Пропагандистские средства были важной частью Великой войны. Недаром пропаганду и агитацию называли третьим фронтом.

В тылу или на фронте, в городе или селе, в воинской части или в партизанском отряде, на заводе или в колхозе, в землянке или в танке- всюду были бойцы, бившиеся в врагом за свободу. А с ними рядом, поддерживая морально и эмоционально, сражался скромный лист бумаги- военный плакат. Порой плакат имел разные и даже необычные формы: от обычного настенного до этикетки спичечного коробка или упаковки пищевых концентратов.

 

 

Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они всегда были в строю, были точно в цель, сплачивали ряды советских граждан, рождая гнев, ненависть к врагу и любовь к Родине, семье. Они вселяли в сердца мужество и бодрость, давали силы, закаляли волю, убеждали в неизбежности Победы.

Военный плакат совместно с радио и газетами воздействовал на сознание и настроение людей, призывал к активным действиям, служил средством информации в оккупированных районах и партизанских отрядах, рассказывал правду о войне, напоминал о том, что друзья близко. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.

Плакаты военного времени можно разделить на 4 группы (условно): плакаты, обращенные к бойцам регулярной Красной Армии; плакаты, обращенные к партизанам; плакаты, обращенные к труженикам тыла; сатирические плакаты.

Плакаты, обращенные к бойцам регулярной Красной Армии

Художники
Дата
Название
Кукрыниксы

Н.Долгоруков

 

 

А.Кокорекин

И.Тоидзе

 

 

 

Б.Мухин

 

Д.Шмарин

 

С.Бондар

 

 

 

В.Серов

 

И.Остапов

В.Курдов

Ю.Петров

 

Ф.Антонов

В.Корецкий

В.Иванов

Л.Голованов

К.Вялов

Л.Голованов

Н.Карповский
1941

1941

 

 

1941

1941

1945

 

 

1941

 

1941

 

1941

 

 

 

1942

 

1942

 

 

1942

1942

1943

1944

1944

1944

1945

1945
Беспощадно разгромим и уничтожим врага.

Так было…Так будет!

Сметем с лица земли фашистских варваров!

 

Смерть фашисткой гадине!

Родина – мать зовет!

Освободим Европу от цепей фашистского рабства.

 

Защитим родную Москву.

 

Отомсти!

Комсомольцы! Учитесь настойчиво военному делу! Храбро и мужественно сражайтесь с врагом до полной победы!

Вперед за нашу победу!

Защитим город Ленина.

Отстоим Волгу-матушку.

Освободим народы от гитлеровской тирании!

 

Сын мой! Ты видишь долю мою…

 

Воин Красной Армии! Спаси!

Святая кровь героев Крыма и Одессы зовет к победе. Вперед!

Ты вернул нам жизнь.

Дойдем до Берлина.

Дорога на Запад.

Красной Армии слава!

Слава Советским воинам, водрузившим знамя Победы над Берлином!

 

Плакаты, обращенные к партизанам

 

Художники
Дата
Название
П.Кривоногов

 

П.Горелов
1941

1943

1942
Партизаны, бейте врага без пощады!

Партизан, мсти за Родину!

Да здравствуют наши славные партизаны и партизанки!

 

Плакаты, обращенные к труженикам тыла

 

Художники
Дата
Название
В.Серов

Н.Ватолина

Н.Денисов

Д.Моор

 

 

Н.Карповский
1941

1941

 

 

1941

1942

1941
Заменим.

Больше хлеба для фронта и тыла! Убрать урожай полностью.

Ты чем помог фронту?

Оденем бойцов теплей, чтобы бить врага верней.

 

Каждое зерно урожая – снаряд по врагу.

 

Сатирические плакаты

 

Художники
Дата
Название
В.Дени

Д.Моор

 

Кукрыниксы
1942

 

1943

1941

1942

1943

1945

 

На Москву! Хох! От Москвы: Ох!

Лучший способ наступать – это послать впереди танков женщин и детей.

В Москве калачи, как огонь горячи.

Превращение фрицев.

Потеряла я колечко, а в колечке 22 дивизии.

Поверженный Берлин.
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено 5 плакатных листов, а в издательствах готовилось к печати ещё свыше пятидесяти.

Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

 

 

На плакате изображён поединок бойца Красной Армии с Гитлером, протянувшим цепкую лапу к СССР. Художники выразили ненависть и презрение к врагу, наполнили плакат уверенностью в грядущую победу.

С 22 по 29 июня 1941 года из печати вышли плакаты

Н. Долгорукова «Так было… Так будет!», «Сметём с лица земли фашистских варваров», А.А.Кокорекина «Смерть фашистской гадине!»

 

 

Самая широкая известность выпала на долю плаката И.М.Тоидзе «Родина-мать зовёт!»

 

 

Плакат зажигал людей высоким чувством патриотического призыва. Образ волевой советской женщины олицетворял нашу многонациональную Родину, призывающую своих сыновей и дочерей на борьбу с врагом.

Шли женщины, и на плечах лопаты,

Окопы рыть под городом Москвой.

Страна смотрела на меня с плаката

Седая, с непокрытой головой…

 

Позировала для образа «Родины – матери» жена художника Тамара Теодоровна, в жилах которой, по словам сына, «текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь».

Этот плакат был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях домов и просто на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица.

Типографии военного времени выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины – матери». Репродукции размером чуть меньше почтовой открытки хранились у многих фронтовиков рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с комсомольскими и партийными билетами.

Советские художники были не только свидетелями, но и летописцами больших и малых военных побед и поражений. В плакатах нашли отражение все этапы истории войны. Они поднимали боевой дух бойцов под Москвой и Ленинградом, воевали в окопах Сталинграда и Кавказа, освобождали страны Западной Европы, убеждали: «Наше дело правое – враг будет разбит. Победа будет за нами!». Плакаты носили патриотический характер: «Защитим родную Москву» (1941 г.) Б.А. Мухина, «Защитим город Ленина», «Отстоим Волгу-матушку» (1942 г.) В.А. Серова, «Святая кровь героев Крыма и Одессы зовёт к победе. Вперёд!» (1943 г.) В.С. Иванова, «Дойдём до Берлина» Л.Ф. Голованова, «Освободим Европу от цепей фашистского рабства» (1945 г.) И.М. Тоидзе.

 

 

 

С началом успешного наступления наших войск трагическая тема в плакате уступает место другой – радостной. Освобождение родной земли от врага, вызволение советских людей из фашистской неволи – главное содержание плакатов этого периода: В.С.Иванов «Ты вернул нам жизнь». В нём переданы любовь и благодарность народа бойцу – освободителю.

В победный 1945 год появляется яркий, праздничный плакат Л.Ф. Голованова «Красной Армии – слава!».

Огромную помощь регулярным частям Советской Армии оказывали партизанские отряды, бесстрашные народные мстители. К ним обращены плакаты «Да здравствуют наши славные партизаны и партизанки!»

П. Горелого, «Партизаны, бейте врага без пощады!», «Партизан, мсти за Родину!» П. Кривоногова Они призывали к активным действиям и поступкам.

 

Не было бы победы, если бы не работали дни и ночи заводы, если бы труженики колхозных полей не совершали ежедневно своего внешне как будто незаметного подвига. Безостановочно шли к линии фронта эшелоны с боеприпасами и продовольствием. О тружениках тыла плакаты: «Заменим» В.А.Серова, «Больше хлеба для фронта и тыла! Убрать урожай полностью!»

Н.Ватолиной и Н.Денисова, «Оденем бойцов теплей, чтобы бить врага верней!», «Ты чем помог фронту?» Д. Моора.

 

 

 

Первые годы войны были самыми сложными и даже трагическими. Нужны были не только агитационно-призывные плакаты, вселяющие мужество, дающие силы в многотрудной борьбе, зовущие к подвигам и победе.

Нужны были плакаты глубоко волнующие, воздействующие на чувства, раскрывающие глубокие душевные переживания. К числу таких плакатов можно отнести «Отомсти!» (1941г.) Д.А.Шмарина, «Сын мой! Ты видишь долю мою…» (1942г.) Ф.В.Антонова, «Воин Красной Армии, спаси!»

В.Б.Корецкого.

 

 

 

В каждом из этих плакатов дан образ конкретной женщины-матери, в которой боец на фронте мог бы узнать свою собственную мать, жену или сестру, а в детях – своих детей. Видя их горе и страдание, он испытывает чувства гнева и справедливое желание отомстить.

В труднейшие годы войны мастера плакатного искусства сумели дать отпор фашистской пропаганде и даже осмелились смеяться в лицо опаснейшему врагу. Чувство юмора, присущее русскому народу,- это тоже свидетельство духовного превосходства над врагом, так как с того момента, как враг становится смешон, он перестаёт быть страшным.

Разящим оружием сатиры сражались с врагом мастера «Окон ТАСС»- это агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза. Острые, доходчивые сатирические плакаты с кратким, легкозапоминающимся стихотворным текстом разоблачали врага. «Окна ТАСС»,  выпускаемые с 27 июля 1941г., были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды  Геббельс обещал: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

 

 

 

На улицах Блокадного Ленинграда                Москвичи на улице Горького.

 

130 художников и 80 поэтов работало в этом агенснтве. Главными художниками в нём были Кукрыниксы, М.Черемных, П. Шухмин, Н. Радлов, А. Дайнека и другие. Поэты: Д. Бедный, А. Жаров, В. Лебедев-Кумач,

С. Маршак. Были сделаны листовки маленького формата наиболее популярных «Окон» с текстами на  немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, их распространяли партизаны. Они служили пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

За годы войны вручную было выполнено свыше 1500 плакатов. Выразительны карикатуры «Близится час», «Долг платежом красен», «Туда и обратно» и другие.

 

 

«Окна ТАСС» имели отделения во многих крупных городах РСФСР и союзных республиках.

Оружием сатиры сражались с врагом ленинградские художники-сатирики «Боевого карандаша»: В.А. Серов, В.И. Кудров, Н.А. Тырса, Г.Н. Петров,

И.С. Астапов и другие.

В области сатирического плаката продолжали работать советские графики старшего поколения – В.Н. Дени и Д.С. Моор. Плакат В.Н. Дени «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!» проникнут презрением к фашистским захватчикам, страстно утверждает веру в правоту нашего дела, в несокрушимую мощь советского народа и его армии.

 

 

Д.С. Моор в годы войны создал цикл сатирических рисунков «Жизнь и мысли Ганса-Фрица-Амалии Шульца». Его плакат «Лучший способ наступать – это послать впереди танков женщин и детей» (1943г.) – это страстный и суровый обвинительный приговор немецкому фашизму, его преступлениям на русской земле.

 

 

Велика заслуга в области сатирических плакатов творческой группы художников Кукрыниксов. Их плакаты, рисунки, «Окна ТАСС», созданные в труднейшие годы войны, находчиво, метко и разнообразно раскрывают мерзкую крысиную природу фашизма, показывают обречённость гитлеровской кровавой авантюры, высмеивают людоедскую идеологию фашистов, разоблачают лживость фашистской пропаганды. Кукрыниксы писали: «В тяжёлые дни отступления нашей армии мы старались своими рисунками и плакатами поднять настроение у народа и вызвать ещё большую ненависть к врагу… По письмам с фронта мы знали, как подбадривали хорошая шутка и вообще всё, что вызывало смех».

Плакаты творческой группы «В Москве калачи, как огонь горячи» (1941 г.), «Превращение фрицев» (1942 г.), «Потеряла я колечко, а в колечке 22 дивизии» (1943 г.), «Поверженный Берлин» (1945 г.) и другие показывают разные этапы поражения гитлеровцев, укрепляют веру в победу над врагом.

 

 

 

Таким образом, художникам военной поры удалось по-маяковски своё перо, талант и мастерство приравнять к штыку. Они приближали желанную победу, мобилизуя, вдохновляя, поддерживая.

 

Плакат как фактор мобилизации трудовых и военных ресурсов военного периода в Казахстане.

 

На укрепление морально-политического духа советского народа направили своё творчество и деятели изобразительного искусства Казахстана, входившего в годы войны в состав единого социалистического содружества. Они создали свыше двух с половиной тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, в которых отразились патриотизм, стойкость и героизм советских людей на фронте и в тылу.

О единстве народов всех республик писал в те дни М. Матусовский:

Кто б ни был ты – узбек или казах,

У нас одна военная дорога,

Один огонь горит у нас в глазах,

Одно желанье и одна тревога…

Казахстанские художники принимали активное участие в наглядно-патриотической агитации – в выпуске «Агитокон», «Окон ТАСС», политических плакатов.

Президиум Верховного Совета Казахской ССР за активную политическую работу присвоил А. Кастееву и М. Левину звание народных художников республики, а С. Бондару и Н. Карповскому заслуженных деятелей искусства Казахстана.

Живописец, график, один из основателей казахского изобразительного искусства Абылхан Кастеев (1904-1973) родился в семье бедняка-скотовода в селе Чижин Талды-Курганской области. Батрачил у бая, работал на строительстве Турксиба. Брал уроки в художественных студиях Алма-Аты у Н.Г. Хлудова и Москвы у И.И. Бродского. А. Кастеев создал более двух тысяч произведений, изображающих различных проявления народной жизни.

В годы войны А. Кастеев хотел отправиться на фронт, но на него пришла бронь и художник остался в Алма-Ате. Он общался со множеством культурных деятелей со всего Союза, приехавших в Алма-Ату в эвакуацию. В творческих обсуждениях рождались идеи новых картин. Ценными произведениями обогатилось в годы войны изобразительное искусство Казахстана. Художники республики в творческом содружестве с мастерами кисти Москвы, Ленинграда, Украины создали картины, отобразившие патриотизм, силу и мужество советских людей на фронте и в тылу. Такие произведения, как «28 гвардейцев-панфиловцев на защите Москвы» А. Белопольского, «Сильнее смерти», «Последняя граната» А. Риттиха, «Разгром немецких танков», «Захват партизанами немецкого десанта» А. Кастеева, «Всевобуч» А.М. Черкасского прославляли стойкость и героизм советских людей, звали на борьбу за полную победу . Художники КССР организовали в 1941-1945 гг республиканскую выставку произведений изобразительного искусства по тематике Отечественной войны, 11 групповых и 17 персональных выставок. Побывали на многих фронтах с экспозицией данных выставок.

Лёвин Михаил Константинович (1918-1985) родился в деревне Максимово Меленковского района. Учился в Пензенском художественном училище. В годы Великой Отечественной войны был на фронте, прошёл от Днепра до Праги. Участвовал в войне с Японией. Будучи художником газеты «Родина зовёт», изготовлял гравюры на линолеуме, портреты воинов. После войны работал руководителем изокружка в г. Муроме, рисовал портреты, пейзажи.

Бондар Сергей Михайлович (1912-1990) – советский график, иллюстратор, плакатист. Родился в селе Ольшана Черниговской губернии, учился в Киевском Художественном институте. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Алма-Ату, где работал в мастерской, выполняя патриотические плакаты, приближая победу над врагом: «Комсомольцы! Учитесь настойчиво военному делу! Храбро и мужественно сражайтесь с врагом до полной победы!», «Вперёд за нашу победу!». Оба плаката созданы в самый тяжёлый для страны год – 1941.

 

 

 

Горячий призыв плакатов к победе вызвал немедленный отклик у казахстанцев. К 1 января 1942 года было призвано в армию более 300 тысяч военнослужащих. А всего за годы войны – более 1 млн. 400 тыс. казахстанцев.

Карповский Наум Павлович (1907-1978) работал в области политического и агитационного плаката. Учился в Харьковском художественном институте. До 1941 года жил в Харькове, далее в Алма-Ате (1942-1945), в военные годы создал антифашистские плакаты для «Агитокон» в Харькове и «Агитокон» КазТАГ, Один из них «Каждое зерно урожая – снаряд по врагу» (1941) обращён к труженикам тыла. Этот плакат был продиктован временем, так как экономика республики переходила на военный лад: в Казахстан были переведены 220 заводов и фабрик. Казахстан давал 85 % союзного производства свинца (из 10 пуль, выпущенных по врагу, 9 были изготовлены из казахстанского свинца). На фронт было отправлено 30,8 млн. пудов хлеба, 11 млн. пудов молока. В 1945 году Карповский Н.П. создаёт плакат «Слава Советским воинам, водрузившим знамя Победы над Берлином!» Этот плакат – реальное отражение участия казахстанцев в завершающей операции Великой Отечественной войны – Берлинской.  В боях за Берлин одним из первых водрузил знамя Победы над одним из окон рейхстага лейтенант Р. Кошкарбаев и рядовой Г. Булатов из 674-го полка. В штурме Берлина участвовали танки из танковой колонны «Комсомол Казахстана». Эта колонна была создана на средства из личных сбережений трудящихся Казахстана.

 

 

 

В послевоенные годы Карповский Н.П. жил в Москве, сотрудничал с редакциями газет «Правда», «Известия», журнала «Огонёк», принимал участие во Всесоюзных конкурсах политического плаката.

 

 

Прекрасная работа выдающегося художника-авангардиста, иллюстратора Лазаря Лисицкого – плакат «Давайте побольше танков… Все для фронта! Все для победы!» был отпечатан многотысячным тиражом за несколько дней до смерти художника. Умер Лисицкий 30 декабря 1941 года, а лозунг «Все для фронта!» всю войну был главным принципом оставшихся в тылу людей. Это плакат и про танковую колонну «Комсомол Казахстана». Именно в декабре 1941 г. с инициативой сбора средств на строительство танковой колонны выступили комсомольцы Чимкентского железнодорожного узла.                                                                                        В зале Историко-краеведческого музея города Усть-Каменогорска на стенде, посвящённом труженикам тыла, есть плакат: «Земляки! Вперёд помогать защитникам! Отстоим Матушку – Землю!».

 

 

Плакаты из фондов Восточно-Казахстанского краеведческого музея. Появился на стенах домов улиц Усть-Каменогорска в октябре 1941 года во время битвы за Москву.

В городе Усть-Каменогорске Культурно-просветительные учреждения с самого начала войны развернули активную массово-политическую и культурно-просветительную работу, подчинив ее задачам военного времени, задачам общенародной борьбы против немецко-фашистских захватчиков. В годы войны городская библиотека не прекращала своей работы. Основное внимание она уделяла воспитанию народных масс в духе советского патриотизма, любви и преданности своей Родине. Работники библиотеки проводили многогранную агитационную работу: читку газет, журналов, групповые и индивидуальные беседы на темы внутреннего и международного положения, выпускали стенные газеты и боевые листки, отражавшие героические трудовые будни рабочих, колхозников и интеллигенции. Они систематически информировали население о событиях на фронте, о героических подвигах бойцов Советской Армии, о самоотверженной работе тружеников тыла. Проблем у работников библиотеки в годы войны было очень много, в первую очередь с помещением. Усть-каменогорцы прозвали ее «кочующей» библиотекой. На стенах библиотеки всегда висели плакаты времен Великой Отечественной. В том числе и первый плакат, появившийся в городе – это «Родина- мать зовёт!» И. Тоидзе.

О тех трудных годах вспоминает труженик тыла Полковников Владимир Ефтеевич, 1936 года рождения: «Я родился и вырос в деревне Черновая Като-Карагайского района. Интересно, но во время войны уроки в школе не отменяли и не сокращали. В первой половине дня все ребятишки учились. А после обеда помогали в колхозе родителям: выпасали коров, пололи на колхозных полях, помогали на ферме. Примерно раз в месяц в деревню приходили письма с фронта. Их очень ждали. Вместе с письмами почтальоны привозили и немногочисленные газеты и плакаты. Плакаты забирали учителя. Они вывешивали их на крыльце школы и в конторе колхоза. Сначала мы, маленькие дети, а затем взрослые их внимательно разглядывали, обсуждали, какие события на них изображены. Много спорили. Были в школе и уроки рисования… На них мы, дети, часто неумело перерисовывали плакаты, а потом учитель предложил провести конкурс карикатур. С тех пор мы рисовали Гитлера и фашистских солдат. Хорошо помню, что сначала рисовали, а потом сжигали эти карикатуры. Это стало настоящим ритуалом. Именно по плакатам после войны на уроках истории изучали события Великой Отечественной войны».

Результаты интервью с тружениками тыла

Вопросы
Ответы

В.А. Любимов,

1929 г.р.
М.Ф. Прыгова,

1931 г.р.
Я.И. Прыгов,

1931 г.р.
1. Видели ли вы плакаты во время войны?
Да! Это были плакаты Кукрыниксов, «Родина – мать зовёт!»
Помним плакаты «За Родину!», «За Сталина!», «Всё для фронта! Всё для победы!»
2. Где находились эти плакаты?
В конторе колхоза. Некоторые колхозники украшали ими стены, вешали вместо ковров.
В конторе колхоза.
3. Какова роль этих плакатов в вашей жизни?
Большая роль. Они помогали трудиться. Когда в конце войны я тяжело заболел,3 то в трещинах стен мне везде виделись карикатуры на Гитлера, как на плакатах Кукрыниксов. И я представлял, как бью фашистов. Через содержание плакатов мы узнавали о войне!
Мы каждый день работали на колхозных полях: собирали колоски, картошку. Когда шли на работу (а было нам всего по 10 лет), то всегда повторяли слова: «За Родину! За Сталина!». Ещё помним, что слова с плаката «Всё для фронта, всё для победы» были для нас девизом нашей жизни во время войны. Время было серьёзное – и мы дети всё воспринимали как взрослые.
4.Будущее и настоящее плакатов?
Плакаты нужны для воспитания молодёжи.
Пусть плакаты продолжают жить и бороться за мир!
Так казахстанские художники силой плакатного искусства, работники просвещения и средств массовой информации боролись с фашизмом, поддерживали боевой настрой казахстанцев, воздействуя на сердце и сознание людей.

Таким образом с полным основанием можно сформулировать следующие факторы плакатов по мобилизации трудовых и военных ресурсов периода Великой Отечественной войны:

Фактор
Содержание
Информационный
Наряду с радио, газетами, с письмами с фронта плакаты оперативно информировали о событиях на фронте, рассказывали правду о войне всем, кто находился в глубоком тылу, в партизанских отрядах, на оккупированных территориях.
Мобилизационный
Плакаты помогали мобилизовать все силы, материальные средства, людские ресурсы во имя победы. Так в Казахстане было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск.

Серьёзным вкладом в победу являлись добровольные и постоянные отчисления на строительство танков, самолётов, целых колонн и эскадрилий, на постройку их было собрано 480 миллионов рублей. На средства молодёжи Казахстана построены именные самолёты И. Павлову, Н. Добровольскому, Р. Бекетову. В сентябре 1942 года 45 боевых машин «Комсомолец Казахстана» были переданы воинам Сталинградского фронта. Кроме того, фронтовикам отправлялись тёплые (2,5 млн.) вещи, подарки. В городе Усть-Каменогорске в годы войны работала артель «Красный Октябрь», где в цехах пимокатном и швейном трудились для нужд фронта люди с ограниченными физическими возможностями.
Нравственно-духовный и патриотический
Только огромная любовь к Родине, вера в победу помогали взрослым и детям самоотверженно трудиться у станков и на колхозных полях, участвовать в соревнованиях, конкурсах, концертах, в госпиталях.
Личностный
Плакаты побуждали брать пример с героев войны, подражать им, быть достойными их, работать и учиться отлично, стойко преодолевать лишения и трудности.
Художники – мастера плакатов.

Трудно назвать всех художников, сделавших плакат времён Великой Отечественной войны гордостью советского агитационного искусства. Это Кукрыниксы, И. Тоидзе, В. Иванов, А. Кокорин, Н. Жуков, М. Черемных, В. Дени, Д. Шмаринов, Д. Моор и другие.

Художники выезжали на фронт и к партизанам, работали во фронтовых и армейских газетах, агитпоездах, организовывали выставки. Выставочная деятельность была очень многогранной. В самые трудные 1941-1942 годы открывались большие выставки в ленинградском отделении Союза художников, в Москве в здании Третьяковской галереи.

Дени (Денисов) Виктор Николаевич (1893-1946) – художник-сатирик, карикатурист, педагог. Стоял у истоков советского агитационно-пропагандистского искусства. Известен как автор острых политических и антирелигиозных плакатов. Родился в Москве в старинной дворянской семье. Никакого специального художественного учебного заведения не окончил. Высокий уровень художественной культуры, умственный кругозор, блестящее техническое мастерство – всё это результат самостоятельной многолетней и упорной работы. Во время Великой Отечественной войны художник создал ряд ярких сатирических плакатов, направленных на деморализацию фашистов и укрепление боевого духа бойцов Красной Армии. Написал книгу воспоминаний «Мои мыслишки в записной книжке», ряд статей о политическом плакате.

Ватолина Нина Николаевна (1915-2002) – советский художник, живописец, выдающийся плакатист. Родилась в Коломне, училась в художественном техникуме; занималась у известного плакатиста В.Н. Дени. Несколько плакатов выполнила в соавторстве со своим мужем –

Н. Денисовым («Не болтай!» и другие.). После войны продолжила работу над социальными плакатами, выполнила цикл поучительных плакатов на темы материнства, детства, школы. Н. Ватолина – автор книг: «Мы – плакатисты», путеводителя «Прогулка по Третьяковской Галерее», «Пейзажи Москвы».

Моор (Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883-1946) – потомок донских казаков. Систематического художественного образования не получил. Автор многочисленных агитационных антирелигиозных плакатов, карикатур и сатирических рисунков. Д. Моор активно вёл педагогическую деятельность, щедро отдавал молодым художникам всё то, чем так богат был сам, что накопил огромным опытом и упорным трудом. В 1941-1945 годах создал серию плакатов, показывающих в неприглядном виде верхушку третьего рейха. Последними крупными его работами стали иллюстрации к «Слово о полку Игореве» и поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

Черемных Михаил Михайлович (1890-1962) – выдающийся мастер советского плаката, автор многочисленных сатирических рисунков и шаржей. Родился в Томске, в 1911 году переехал в Москву, учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А. Коровина. Именно ему принадлежала идея создания знаменитых «Окон РОСТА», без него нельзя представить себе историю создания журнала «Крокодил». В военные годы М. Черемных выполнил 58 плакатов «Окна ТАСС». В 1949-1962 годах преподавал в МГАХИ имени В.И. Сурикова, руководил мастерской плаката.

Тоидзе Ираклий Моисеевич (1902-1985) известен как плакатист, автор военных плакатов, в том числе «Родина – Мать зовёт». Родился в Тифлисе, первоначальное художественное образование получил у своего отца, художника и архитектора М.И. Тоидзе. Иллюстрировал произведения грузинских поэтов, поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В годы войны его эмоциональные плакаты были очень популярны и выходили огромными тиражами. В послевоенные годы создаёт плакаты о строительстве социализма в стране, о спорте.

Иванов Виктор Семёнович (1909-1968) – мастер политических плакатов, за свою жизнь создал более 300 листов на различные темы, многие из которых вошли в золотой фонд советского плаката. Учился в Москве, окончил отделение кино в Ленинграде, оформлял кинофильмы на студии «Мосфильм». Во время войны выполнил более 100плакатов, несколько – в соавторстве с женой Ольгой Буровой. В 1941-1943 годах участвовал в выпуске оборонных плакатов «Окна ТАСС». Автор книги «Как создаётся плакат», ряда статей о советском политическом плакате и искусстве кино.

Кокорекин Алексей Алексеевич (1906-1959) – автор многочисленных агитационных плакатов на различные темы. Родился в г. Сарыкамыш, окончил Краснодарскую Художественную школу. Выполнял тематические картины, пейзажи, рекламные плакаты к кинофильмам. Во время Великой Отечественной войны участвовал в выпуске «Окон ТАСС», часто выезжал в авиационный полк на Смоленщине, рисовал портреты лётчиков, оформлял стенгазеты, альбомы эскадрилий. В своих послевоенных политических плакатах художник воплощал мужественные, волевые характеры советских людей, освещал спортивные темы.

Корецкий Виктор Борисович (1909-1998) – художник-график, фотограф, мастер плаката. За свою жизнь создал около 700 листов на различные темы, прежде всего – политические. В годы войны создал свыше 40 плакатов и листовок. Их отличают страстность и ненависть к фашистам. После войны В. Корецкий сотрудничал с различными издательствами, создал сотни политических плакатов, антиамериканских и антиимпериалистических, направленных против расизма и агрессивной военной политики НАТО.

Жуков Николай Николаевич (1908-1973) – мастер портрета, книжной иллюстрации, политического плаката, автор искусствоведческих статей. Родился в Москве в семье юриста. Учился в Нижегородском Художественно-промышленном техникуме, затем в Саратовском художественном училище. Служил на Кавказе в артиллеристских войсках. До войны занимался торговой рекламой, иллюстрированием книг, работал над политическими плакатами, посвящёнными пограничникам, морякам, лётчикам. В военные годы Н. Жуков создаёт свои лучшие агитационные работы, полные патриотизма и отваги. Нарисовал около 100 листовок, призывающих немцев сдаваться в плен. После войны газета «Правда» направила Жукова своим художником – корреспондентом на Нюрнбергский процесс, где он за 40 дней сделал около 250 рисунков. Начиная с 30-х годов, художник постоянно рисует детей. Н. Жуков – автор книг «Счастье творчества» и «Записки художника», а также литературных трудов (более 200 статей).

Серов Владимир Александрович (1910-1968) – выдающийся советский живописец, график, педагог. Родился в с. Эммаус Тверской губернии. Учился в Академии Художеств в Ленинграде. Во время войны

В. Серов возглавил Ленинградский Союз художников. В тяжелейшие годы блокады, помимо работы над серией военных плакатов и рисунков для газет, продолжал работать над большими картинами, посвящёнными героизму советских солдат и моряков («Ледовое побоище», «Балтийский десант» – 1942). В послевоенные годы Серов писал произведения на историко-революционные темы, портреты, пейзажи, натюрморты, занимался книжной иллюстрацией, выбирая произведения классиков отечественной литературы Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина.

Миллионы людей знают Кукрыниксов – сатириков, восхищаются смелой выдумкой, остроумием, меткой насмешливостью их блистательных сатирических произведений. Талант Кукрыниксов многогранен: газетная и журнальная карикатура, живопись, скульптурные шаржи, плакат, книжная иллюстрация, театральные постановки. Само объединение трёх художников в трудовой коллектив – явление совершенно уникальное в истории изобразительного искусства. В творческий коллектив вошли Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000). Их совместное творчество началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), куда они съехались с разных концов страны (Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска). А псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС» сыграли большую роль в патриотическом воспитании советских людей. Их работы умело сочетают злую сатиру и героизм. Послевоенные работы Кукрыниксов обличают поджигателей войны, врагов мира и социализма.

В годы Великой Отечественной войны художники плакатного искусства с честью выполнили свой патриотический долг и вместе со всем народом пришли к победе.

Заключение.

В последнее десятилетие плакаты как «боевой жанр» стали менее популярны. И причина не в том, что они не нужны, а в том, что нет государственных заказов для художников, занимающихся плакатным искусством. Тем не менее, в арсенале казахстанских мастеров  имеются плакаты на социальные темы: наркомания, коррупция, защита окружающей среды и другие. Широкое распространение получил рекламный плакат, он активно внедрился в быт и облик городов.

По-прежнему, главным способом агитации во время политических кампаний остаётся политический плакат. Востребованы учебные и инструктивные плакаты.

В стилистику современного плаката активно входят живопись, графика, фотоискусство. С целью возрождения искусства пропаганды и агитации в

Южно-Казахстанском музее создана экспозиция, где представлено более 70 политических и сатирических плакатов. Стремится возродить искусство современного плаката художник Саги Ахтанов. Его работы, направленные на борьбу с коррупцией, отличаются остротой и новизной. Сам Саги Ахтанов говорит, что по его плакатом люди должны узнавать коррупционера в лицо.

 

 

«Искусство плаката не должно быть забыто, поскольку это особое искусство, которое требует от художника мысли»,- отмечает директор Музея современного искусства столицы Нелли Шиврина.

Плакат вновь должен отражать дух своего времени. Ему необходимо вернуть массовость, доступность зрителям, лаконичность, красочность, простоту и выразительность. Плакаты вновь должны наглядно показывать, чем живут люди, демонстрировать успехи и богатства независимого Казахстана, рекламировать товары собственного производства, пропагандировать здоровый образ жизни, устанавливать рамки поведения на работе и вне, служить идейным вдохновителем и быть нравственным ориентиром всей страны.

Список литературы:

1. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное издательство Министерства обороны СССР. – М., 1967.

2. Великая отечественная 1941-1945. Издательство «Планета». – М., 1982. Фотоальбом –390 с.

3. Великая Отечественная война в произведениях советских художников. Издательство «Изобразительное искусство». – М., 1985. Альбом.

4. Великая отечественная война. Живопись. Графика. Скульптура. Издательство «Изобразительное искусство». – М., 1990. Альбом.

5. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1970.

6. Гладун О.Д. Язык современного плаката: тенденции развития  // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.

7. Иванов В.С. Как создаётся плакат. Издательство Академии художеств СССР. – М., 1963.

8. Иоффе М. Десять очерков о художниках – сатириках. Издательство «Советский художник». – М., 1971.

9. Искусство Казахстана: Изобразительное искусство, архитектура, театр и кино, музыка и музыковедение / Сост. В. Ибраева – Алма-Ата: Өнер, 1987 – 56 с.

10. Кениг Т. Реклама и плакат как орудия пропаганды. – Л.: «Время», 1925.

11. Козыбаев М.К. История Казахстана – Алматы, 1993.

12. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. – М.: Плакат, 1987.

13. Кукрыниксы. М.В. Куприянов. П.Н. Крылов. Н.А. Соколов. Собрание произведений в 4-х томах. Издательство «Изобразительное искусство». – М., 1982.

14. Куманёв Г.А. 1941-1945. Краткая история, документы, фотографии. Издательство политической литературы. – М., 1982.

15. Маяковский В. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.5. Издательство «Правда». – М., 1973.

16. Охочинский В. Плакат. – Л.: Изд-во Академии Художеств, 1928.

17. Шмитков В.Д. Агитация искусством. – М., 1977.

Электронные сайты:

1. http://psyfactor.org/lybr.htm

2. http://tiara.narod.ru

3. http://www.9may.ru/posters

4. http://www.kp.ru

5. Электронный музей отечественного плаката – Плакаты.Ру – Заметки – Советская пропаганда 1941-1945 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к проекту «Плакат как фактор мобилизации ресурсов в годы
Великой Отечественной войны».

Приложение 1.

Анкета №1

«Что ты знаешь о плакате?»

1.     Что такое плакат?

2.     Для чего нужны плакаты?

3.     Как должен выглядеть плакат?

4.     Виды плакатов по назначению.

5.     Кого из авторов плаката Вы знаете?

6.     Какая связь между содержанием плакатов и истории?

7.     Тематика плакатов сегодня

Анкета №2 для проведения интервью с тружениками тыла.

1.     Видели ли вы плакаты во время войны?

2.     Где находились эти плакаты?

3.     Какова роль этих плакатов в вашей жизни?

4.     Будущее и настоящее плакатов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Диаграмма социологического опроса, проведенного среди учащихся 4 и 6 классов по теме :

«Что ты знаешь о плакате?»

Диаграмма социологического опроса, проведённого среди 4 и 6 классов по теме:                «Что ты знаешь о плакате?»

 

 

 

 

Пояснительная записка

Из 66 респондентов, участвовавших в опросе, 27,7% дали удовлетворительные ответы, 72,3% – неудовлетворительные. У учащихся имеются некоторые представления о том, что такое плакат- 50% (чаще всего встречается ответ- афиша или объявление). 51,5% респондентов считают, что плакат нужен для информирования, рекламы. Могут рассказать о требования к плакату 51,5% опрошенных. Совершенно не знают тематику современных плакатов 95,5% учащихся. Не знакомы с художниками- плакатистами 90,9%, не классифицируют плакаты по назначению 89,4%, не соотносят плакатную продукцию с историей общества 83,3% респондентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

История Российского плаката.

1900-1914 года.

 

1915-1920 года.

 

1921-1940 года.

 

 

 

Из материалов классного часа                     Приложение 4.

Кроссворд

4

5

1
2

6

3

1.     Имя жены художника, позировавшей для плаката «Родина – мать зовет!». (Тамара)

2.     Автор плаката «Слава Советским воинам, водрузившим знамя Победы над Берлином». (Карповский)

3.     Фамилия художника плаката «Родина – мать зовет!». (Тоидзе)

4.     Одна из злободневных тем современных плакатов. (коррупция)

5.     Название творческой группы художников сатирических плакатов. (Кукрыниксы)

6.     Кто из казахстанцев водрузил знамя Победы в одном из окон Рейхстага. (Кошкарбаев)

7.     Ключевое слово: РОДИНА

В этом прямоугольнике зашифрованы фамилии художников-сатириков творческой группы Кукрыниксы:

К
Ы
О
П
Р
У
В
О
К
Р
О
О
К
Л
С
В
О
Н
И
В
Л
Я
Напишите их.

 

Ребус

 

+

2                   И=А

 

 

 

 

 

Приложение 5

Плакаты нашего города

 

Ул. Лихарева, 3 (на территории школы №30)     Проспект Н.Назарбаева (торговый комплекс)

 

Набережная Иртыша им. Е.П.Славского (Речной вокзал)       Ул. М. Ауэзова (магазин «Vita»)

 

Ул. М.Ауэзова (магазин «Цветы»)                  Наб. Иртыша им. Е.П.Славского (Речной вокзал)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.