Методические рекомендации «Активные методы обучения учащихся на уроках математики».

Григорьева Оксана Александровна

учитель математики КГУ «Общеобразовательная школа №30» акимата города Усть-Каменогорска

 Григорьева О.А.

1)Эмоционально-психологический настрой.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Задача учителя – в организации системы мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
 

2) Актуализация ЗУН

Обычно свой день человек начинает с зарядки, то есть с разминки. С разминки начнем и мы.

Алгебра 9 класс, повторение изученного, подготовка к экзаменам.

Игра «Молчанка» – учащиеся показывают номера ответов, с помощью сигнальных карточек.

1. Даны выражения:

 

Какие из выражение не имеют смысла при t=-1?

 

2. Найдите значение выражений: а )           б)

1)   ; 1               2) ;  1     3) ;               4) ; 1

 

3. Из чисел выберите наибольшее.

 

4). Из формулы длины окружности , выразите число .

 

5). Сократите дробь .

 

6. На каком рисунке изображено множество решений неравенства (x-3)(x+4)>0

 

 

 

 

Урок алгебры в 7 классе по теме ФСУ

«Алгебраическая мозаика” – составить из предложенных выражений формулы. Кто больше.

3х, 5у, 3х 2 , 25у2, 9х2, 30ху, 27х3, 125у3, 15ху

 

3) Разминка.

Геометрия 7 класс «Треугольник»

если вы согласны с выражением, то руки вверх и делаем хлопок над головой, если вы не согласны, то потопали ногами.

 

1. В треугольнике может быть:

–  2 острых угла                                       (согласны)

–  1 острый и 2 прямых угла          (не согласны)

–  тупой и прямой углы                           (не согласны)

–  2 острых и тупой углы               (согласны)

–  3 острых угла                              (согласны)

–  2 тупых угла                                (не согласны)

–  2 острых и прямой углы.            (согласны)

2. Существует:

–  прямоугольный равносторонний треугольник     (не согласны)

–  прямоугольный равнобедренный треугольник.    (согласны)

3. Верно ли, что:

–  если в треугольнике есть тупой угол, то в нем нет прямого угла     (согласны)

–  внешний угол треугольника меньше любого внутреннего угла, не смежного с ним                                                                                                (не согласны)

–  если в треугольнике есть прямой угол, то он единственный            (согласны)

–  в любом треугольнике хотя бы 2 угла прямые                        (не согласны)

–  если в треугольнике есть тупой угол, то он неединственный  (не согласны)

–  в любом треугольнике хотя бы 2 угла острые                                            (согласны)

–  в треугольнике все углы равны, то он равносторонний                   (согласны).

 

4) Развитие критического мышления.

Метод «Ключи мудреца» (Thinker’s Keys)

Впервые разработанный Тони Райаном метод «Ключи мудреца» представляет собой набор из 20 различных действий (ключей), разработанных для мотивации учащихся к выполнению различных мыслительных операций.

Ряд вопросов-подсказок или начала для заданий представлены в виде ключей, способных «открыть» навыки аналитического, критического и креативного мышления учащихся.

Ключ «Наоборот»: задание,  предполагающее использование в предложениях таких слов как: «не могу», «никогда» и «не буду». Например: составьте список вещей, которые вы никогда не увидите в Лондоне.

Ключ «Что если»: постановка вопроса «Что если» и фиксирование мыслей в графическом органайзере.

Ключ «Алфавит»: составление списка слов от А до Я, которые имеют отношение к заданному предмету.

Ключ «Новый дизайн» (от англ. аббревиатуры BAR (B – bigger) больше (A – add),  добавить (R – remove, replace) убрать)  используется для придания нового дизайна повседневным вещам.

Ключ «Конструктор»: задание на решение проблемы, которая требует креативного использования ограниченного количества имеющихся ресурсов.

Ключ «Недостатки»: список недостатков по конкретному предмету или практическому занятию.

Ключ «А как еще?»: использование воображения для написания списка различных используемых ежедневных объектов.

Ключ «Сопоставление»: перечисление свойств двух несочетаемых объектов с последующим их объединением для создания нового, усовершенствованного продукта.

Ключ «Нелепость»: нелепые утверждения, которые абстрактно невозможно было бы выполнить, с дальнейшим доказательством невозможности выполнения.

 

Урок в 7 классе по теме «Степень»

Маршрутный лист к уроку «Степень»

 

Притча: Царь решил выбрать себе первого помощника. Он подвел всех придворных к огромному замку: «Кто первым откроет, тот и будет первым помощником» никто даже не притронулся к замку. Лишь один визирь подошел и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ. Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность, так как полагаешься не только на то, что видишь и слышь, а надеешься на собственные силы  и  не боишься сделать попытку». И мы сегодня будем пробовать, пытаться, чтобы прийти к правильному решению заданий по теме «Степень». И я предлагаю вам собрать связку ключей, которые

способных «открыть» навыки аналитического, критического и креативного мышления.

Дата ______________          Фамилия, имя___________________________

Ключи

 

Содержание
Оценка
«Вопрос»
Математические карты

«Мозговой штурм»

«Недостатки»
 

 

 

 

«Если…»

«Применение»
1        2      3       4     5    6     7     8     9      10

Оценка за урок

«Алфавит»  (д/з)

 

 

Учащимся предложен маршрутный лист, в котором представлены задания для выполнения: кроссворд для мозгового штурма, логическое задание, лист ответов для теста. Каждый этап оценивается (формативное оценивание), общий балл за урок суммируется, выставляется оценка. Чтобы исключить  субъективный подход к оцениванию применялся метод накопления баллов и решающий балл выставлялся  за индивидуальный тест.

Ключ «Вопрос» – предложить детям составить по 5 вопросов по теме.   Ключ «Мозговой штурм» – задание одно (кроссворд на применение свойств степени). Ключ сработал хорошо, так как просмотрелись все свойства степени на простых числовых примерах, происходит развитие вычислительных навыков.   Ключ «Недостатки» – из предложенного материала (историческая справка) выбрать сложности в развитии темы. Каждый выбрал по одной эпохе, обсудили в группе, выявили общее, выступили перед классом.   Ключ  «Что, если..»  вызвал наибольше затруднение. При видимой простоте  дети не учли  логический характер задания.   Ключ «Применение» – выполняли тест 4 варианта, каждый решает самостоятельно, возможности списать нет. Домашнее задание – ключ «Алфавит» – составить список  слов, фамилий, терминов, имеющих отношение к теме «Степень»

 

Математический софизм

Девиз: “Без логики нет математики”.  Те ошибки, которые совершаются преднамеренно для того, чтобы ввести кого-либо в заблуждение, называются софизмами.

Алгебра 9 класс, Решение рациональных неравенств

Ученица представляет презентацию софизма: “Все числа равны”.

Приведём пример алгебраического софизма.

Докажем, что все числа равны:

Возьмём два разных числа, такие что: a < b
Тогда существует такое c > 0, что: a + c = b
Умножим обе части на (a – b), имеем: (a + c)(a – b) = b(a – b)
Раскрываем скобки, имеем: a 2 – ab + ca – cb = ba – b2
cb переносим вправо, имеем: a2 – ab + ca = ba – b2 + cb
Вынеся общий множитель за скобку, получим: a(a – b + c) = b (a – b + c )

a = b

Неточность: По определению: a + c = b, значит,  a – b + c = 0 и выражение

a(a- b + c) = b(a – b + c) тождественно  a * 0 = b * 0.

 

5)Рефлексия.

 

«Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Учитель предлагает «надеть» кольцо (нарисовать) на любой палец. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

– Большой – для меня было важным и интересным…

– Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

– Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

– Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

– Мизинец – для меня было недостаточно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.