Открытый урок на тему «Материалы и инструменты для вязания крючком. Приемы вязания»

Алиахунова Саида Абдусаматовна
учитель технологии Средняя школа № 34, г. Тараз

Цели:  ознакомить детей с историей развития искусства вязания крючком, с набором крючков, ниток, показать технологию вывязывания цепочки из простых петель, соединительных столбиков; при овладении приемами вязания

развивать образное и пространственное мышление, моторику рук.

развивать творческие способности учеников, их эстетических вкусов, внимания, точности во время выполнения практической работы.
Методы и формы обучения

объяснительно-иллюстративный; практический / индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

крючки вязальные, начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, схема вязания

Наглядно-демонстрационный материал

Образцы и  иллюстрации различных вещей, изделий, крючки для вязания, пряжа, ножницы; технологические карты;  мультимедийная презентация по теме урока.

 

Оборудование: Набор крючков, пряжа, ножницы. Технологические карты. Образцы и иллюстрации различных вещей, связанных крючком.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: узнают  возможностях применения техники вязания крючком; научатся организации рабочего места, приемам безопасного труда; научатся подбирать крючок для конкретного вида пряжи, читать схему рисунка, вывязывать воздушные петли и столбики без накида.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – научатся наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные –научатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя, воспринимать мнение других.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают внимание

Тип урока: формирование умений и навыков.
Ход урока.

I. Организационный момент. Создание позитивного эмоционального настроения учеников.

II. Объяснение нового материала. Из истории развития вязания.

Легенда древней Греции о вязании.
Вязальщики древности кочевники-бедуины.
Вязание в России.
Стихотворение о вязании.
Загадки о вязании.
Сказка.
III. Практическая работа. Ознакомление учащихся с приемами вязания. Петли начального ряда. Воздушные петли.

IV. Закрепление знаний и умений , полученных на уроке.

1. В кого превратила богиня Афина-Паллада гордую девушку Арахну?

2. Изготавливали ли вещи из паутины?

3. Что нашли археологи в раскопках древнеегипетских гробниц?

4.Приблизительно сколько лет существует вязание?

5. Когда вязание получило развитие в России?

V. Домашнее задание.

 

Из истории развития вязания

 

Вязание – один из самых старинных видов декоративно – прикладного искусства, который существует более пяти тысяч лет. Вязаные вещи найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.

Афина – Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших как воздух прозрачные полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик 14, получил от парламента города Монпелье сувенир – чулки, перчатки, связанные из шелка пауков. В 1709г. Французский натуралист Бон де Сент Имр написал диссертацию «О пользе паучьего шелка», в которой детально описал основы прядении ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьём для производства шелка.

Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками… вязаный детский носок. Причём большой палец был вывязан как  в перчатке, отдельно, чтобы удобнее надевать сандалии – подобие теперешних пляжных шлёпанцев. Возраст носка – около пяти тысяч лет.

Самыми искусными вязальщицами древности считаются кочевники-бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днём в пустыне жара, но ночи без тёплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо только было найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали лишь простые вещи. Причём занимались этим мужчины, женщинам доверяли прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.

Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия – изобрели воздушные петли, способ вывязывания пятки, различные виды вязания.

Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв даты, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы. Национальный головной убор шотландцев – вязаный берет – насчитывает много веков. Во Франции ручное вязание с 13 века становится весьма доходным занятием. Этим способом изготовляли шляпки, береты, фуфайки, перчатки. В 14-15 веках научились вязать шляпки, капюшоны, шапки, штаны.

Вязание крючком известно издавна. История его уводит нас в далёкое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка.

В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

Просмотр презентации к уроку «Основы вязания крючком»
Вязание крючком у наших пра-пра-прабабушек даже не называлось вязанием, а было “тамбурной работой”, потому что цепочка из воздушных петель, с которой начинается вязание крючком, похожа на тамбурный шов при вышивании.

В Узбекистане, где очень распространена вышивка тамбурным швом, вышивали не иглой, а остро заточенным крючком.

В средней полосе и на севере России вязание крючком считалось рукоделием от безделья: крючком вязали только вещи, предназначенные для украшения, – края полотенец, подзоры для кроватей, прошивки, а необходимые вещи – носки, варежки, платки – вязали спицами.

Для края полотенца, прошивок, подзоров часто использовалась техника вязания, которую называют филейной сеточкой.

На фотографии – один из наиболее распространенных в народе узоров – звезда, окаймленная ромбами. Звезда – это символ Солнца. Этот узор встречается у всех народов земли.

Использовались такие кружева для подзора на простыне и украшения накидушек (декоративное покрывало для горки подушек на кровати).

Верхняя мережка служила местом пришивания кружева к ткани.

На схеме показан край полотенца, где хорошо видна сеточка. Этот узор взят с полотенца, находившегося в Черкасском краеведческом музее. Он характерен для Украины и Молдовы.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Мы любим носить одежду, связанную своими руками. Тем более, что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания, отделки.

 

 

Посмотрите, посмотрите –

Вяжет бабушка мне свитер.

А у бабушкиных ног,

Как живой лежит клубок.

Серый,

Круглые бока

У пушистого клубка.

И бежит он к двери прытко,

Словно в сказке колобок.

Убежал бы,

Только нитка

Не пускает за порог.

 

Петр Бременков

 

Загадки

 

Чем больше крутится,

Тем меньше становится.   (клубок)

 

Маленькое,

Кругленькое –

За хвост не поднять.    (клубок)

 

 

Лежит старый дед

В двести крестов одет.

Он без рук и без ног,

А под лавку скок!    (клубок)

 

Сказка о стране вязания

 

Спицы и крючок – самые главные в стране Вязания, но до сегодняшнего дня они так и не решили, кто из них важнее. Примиряют их спор наши добрые знакомые Умелые Ручки и Клубок ниток.

Клубок – круглый добрый толстячок, мягкий и пушистый – радовал всех. Доброта его не имела границ: он с готовностью отдавал себя до конца любой работе. Его любили и Крючок, и обе неразлучные Спицы, они просто не могли без него обойтись. Сами подумайте, что можно связать без ниток?

Спицы были родные сестры – дружные, веселые и не совсем обычные На концах у них были маленькие колокольчики. Когда Спицы мелькали за работой, Колокольчики нежно звенели, и  все, кто проходил мимо, знали, что Умелые Ручки вяжут. А так как вязали они почти постоянно, то из окон их дома всегда доносилась музыка. Заслышав её, к дому слетались птицы, бабочки, пчёлы. В окно заглядывало солнышко и яркие цветы. Всё это Умелые Ручки переносили в узор вязания, и шапочки, шарфы, кофточки расцветали всеми цветами радуги.

Крючок был суровым толстяком и по-королевски ко всем придирался и цеплялся, часто сердился и капризничал. Спицы он не переносил за их болтливость и слишком веселый нрав. Дружил он только с мягким Клубком.  «Я самый ловкий и проворный, – не раз повторял он, – со мной Умелые Ручки гораздо быстрее работают»

Давайте поможем разрешить спор Спиц и Крючка, а ещё лучше – постараемся их подружить!

Весёлый помощник.

У Алёнки есть крючок –

Весельчак – весельчачок:

Сам разутый, голый,

Но всегда весёлый,

Потому что всех подряд

Одевает… Вот и рад!

На столе клубочков семь:

Папе свяжем синий шлем,

Бабушке –  платочек

И пару чулочек,

Полушалок –  маме,

С яркими цветами.

Деду свяжем мы кисет –

Подберём красивый цвет.

Брату свяжем поясок,

Чтобы ростом был высок.

Ну а моднице сестрице –

В желтых розах рукавицы.

Э. Огнецвет.

 

III. Практическая работа. Ознакомление учащихся с приемами вязания.

Вязание должно приносить человеку только пользу. Поэтому запомните несколько правил:

1. Сядьте поудобнее, откинувшись на спинку кресла. Такое положение тела наиболее оптимально для занятий вязанием
2. Клубок или моток ниток всегда должен находиться слева. Для того, чтобы он не укатился, положите его в банку или коробку.
3. Не вяжите лежа! Это очень вредно для зрения.
4. Не вяжите часами напролет без перерыва.
5. Делайте все без спешки, так, чтобы движения были равномерными и плавными.
6. Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева.
7.  РЕКОМЕНДУЮ учиться на светлых не тонких нитках, крючком подходящего размера (нитка должна быть равной крючку в его самом тонком месте, у головки). На светлых нитках Вам будет удобнее считать петли и разбираться в провязанном.

 

Практическая работа: вывязывание петель (с помощью  технологической карты)

‒ Выполните упражнения по вывязыванию петель различного вида.

Учитель наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

Выполняют задание

V. Домашнее задание.

Нарисуйте простой контурный рисунок (цветочек, листочек, кораблик). По контуру рисунка приклейте или пришейте цепочку из воздушных петель, соответственного цвета.
Для тренировки и закрепления навыка советую провязать таким образом некий кусок, любой ширины и высоты. Ну, если будет очень скучно, то представьте, что вяжете что-нибудь полезное, например, мочалку для мыться посуды, или какой-нибудь шарфик для куклы. Самое главное – добиться автоматизма в выполнении столбиков, плавных движений, и ровненьких петель. Не отчаивайтесь, если вначале будет выглядеть криво или некрасиво. Вы обязательно научитесь!

В следующем уроке я расскажу, как делаются столбики с накидом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.