Семинар «Арт-терапия и арт-техники в коррекционной работе логопедов и дефектологов с детьми с особыми образовательными потребностями». Мастер-класс «Волшебные камешки Марблс в коррекционной работе логопеда»

Павловская А.А.

учитель-дефектолог ГККП «Детский – сад №39 города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями интеллекта»

У детей с нарушением речи отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому данное направление является одним из важнейших вкоррекционно – развивающей образовательной деятельности учителя – логопеда.

Решая задачи по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи учителями – логопедами используются в работе разнообразные игры, упражнения и пособия. Все они способствуют развитию речи и мелких мышц рук. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. У детей снижается возбудимость, возрастает интерес к образовательному процессу, активизируется внимание, память, восприятие.

С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий учитель – логопед находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Одним из таких средств, которые можно использовать в коррекционно – развивающей образовательной деятельности, является — камешки МАРБЛС.

Шарики МАРБЛС берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

Современные МАРБЛС делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

Использование камешков на логопедических занятиях по отработке материала определенной лексической темы позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него форме. Действия с камешками положительно влияют не только на речевое развитие, но и доставляют ему радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя. Благодаря использованию данной игровой технологии при наличии коррекционной направленности усвоение материала проходит успешнее и быстрее.

Цель использования камешков МАРБЛС:

Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями коррекционно – развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Коррекционно-развивающие задачи:

·        формирование правильного захвата камешка пальцами руки;

·        развитие сложно координированных движений пальцев и кистей рук;

·        развитие ориентировки на плоскости;

·        профилактика оптико-пространственных нарушений;

·        обогащение словарного запаса;

·        формирование фонематических представлений;

·        автоматизация поставленных звуков у детей.

·        профилактика дисграфии;

Виды камешков

Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.

Формы работы с камешками:

·        Индивидуальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность (как часть занятия);

·        Фронтальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность (как часть занятия).

Требования к организации проведения упражнений с камешками:

·        Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.

·        Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

·        Наличие познавательной направленности упражнений.

·        Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

Практическая часть

Все что мы сейчас с вами будем делать, это делают мои детки.

ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ

– Что в этих вазах? Как вы полагаете?

– Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)

– Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

– А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?

– А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

·        Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков,  и раскрыв кулачки,  определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)

·        Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)

·        Пинцетные  (взять  камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)

– Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

(взять красные  камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять       все пальчики   в любом порядке слева направо

– Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.

– Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

 

 

Перечень игр с камешками Марблс и их описание.

1.Использование камешков Марблс при изучении лексических тем

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

• «Выложи по контуру».

• «Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

3. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.

4. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.

·     «Положи правильно» Педагог дает устные задания типа: Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

·         ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

– Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

– Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

– Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;

– Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;

·        Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

·        (закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

·     «Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).

·     «Лабиринты»

·     «Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)

·     Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т.д.

5. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

·     «Помоги Дюймовочке»

Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

·     «Волшебный мешочек» Ребёнок достает камушек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камушек- зелёный огурец, красный камушек-красное платье и т.д.

6. Работа по коррекции дисграфии.

·     Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

·     Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

·     «Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы

7.Коррекция звукопроизношения.

«Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков».

Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков.

8.Развитие фонематического представления (позволяет закрепить правильное произношение оппозиционных звуков).

«Логопедическая ромашка»

Цель: Закрепление умения различать звуки на слух (мягкий звук, твердый звук), выделять их из слов, сравнивать между собой.

Целенаправленная и систематическая работа по данному направлению должна осуществляться в тесной взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей групп, что позволяет добиться высоких результатов у детей знаний в познавательно-речевом развитии.

Рефлексия

– А сейчас еще раз опустите свои руки в вазочки с камнями и ощутите, какая от них идет положительная энергия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.