Семинар «Арт-терапия и арт-техники в коррекционной работе логопедов и дефектологов с детьми с особыми образовательными потребностями». Мастер-класс «Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Оковидова Ирина Валентиновна
методист ГККП «Детский – сад №39 города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями интеллекта»

«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «педагог-ребенок»

Методист

ГККП «Детский – сад №39 города Павлодара

коррекционного типа

для детей с нарушениями интеллекта»

Оковидова И.В.

 

«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок»

«Песочная терапия. Терапия манкой» с детьми дошкольного возраста в системе «педагог-ребенок». «Пальчиковый поход»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения, повышение интереса к исследовательской деятельности, определение стратегии выбора маршрута.

Участники: педагоги

Материал: манка, листы ватманов, игрушки из серии «Мы в лесу» (елочки, сосны, лиственные деревья, камушки, орешки, шишки, животные, насекомые и т. д., музыкальные треки колыбельные природы)

Педагог: Уважаемые педагоги, давайте вспомним, какие бывают походы, прогулки. Ответы. Конечно, в основном – это пешие походы, прогулки на велосипедах, походы в горы и т. д.

А, мы Вам сегодня предлагаем отправиться в пальчиковый поход. В первые в жизни, мы отправляемся в серьезный пальчиковый поход.

Итак, прежде чем отправиться в поход вам нужно ознакомиться с правилами.

Правила пальчикового похода следующие:

1. Перед Вами листы ватманов и манка, Вам нужно распределить манку на данном листе, чтобы у Вас получилась полянка (слой, которой примерно с мизинчик). Когда участники это выполняют важно уточнить, что они при этом испытывают, какие ощущения вызывает контакт с манкой или песком.

2. На столе перед Вами игрушки из серии «Мы в лесу», выберите любые три игрушки, которые привлекут Ваше внимание, и тактильно исследуйте их.

3. Работа проводится в парах: один участник закрывает глаза и отправляется в поход, другой внимательно следит как его «сосед» исследует свою полянку в поиске игрушек. Какую стратегию он выбрал в поиске, уточняет, что при этом испытывает участник похода (задает уточняющие вопросы).

4. Передвигаться по поляне можно только двумя пальцами (указательным и средним, шажки пальчиками должны быть мелкие.

5. Время похода до 1,5 мин. или пока не отыщет ребенок (взрослый) все игрушки. После этого участники меняются ролями.

6. После того как оба участника побывают в походе проводится обсуждение внутри «пары». Во время проведения арт-терапевтической технологии проводится чередование самостоятельной работы ребенка (взрослого) или группы детей (взрослых) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием полученного материала. Часто процесс проведения данной методики сопровождает катарсис – очищение от негативных переживаний: яркие проявления юмора, а иногда даже исцеляющие слезы (когда затронуто, что-то глубинное и неосознанное, которое выводится в сферу сознания). Сама атмосфера напоминает игру – путешествие. При этом ребенок (взрослый) испытывает себя, знакомится с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учится решать проблемы по другому, более эффективно, чем решал их раньше.

Когда участники «ходят», в так называемый поход необходимо включить релаксационную музыку, для лучшего эффекта расслабления и одновременно стимулирование к поиску, потому что это работа с подсознанием ребенка и взрослого. Использование музыки помогает детям (взрослым) успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы,лучше прислушиваться к собственным ощущениям, мыслям, а также настроиться на поиск игрушек (для взрослых: те цели в жизни, которые ищут, но не всегда находят или не видят).

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

 

 

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — просто и эффективно! Наверное, каждый из взрослых когда-то в детстве игрался в песочнице – проводя время за строительством замков из песка, и совершенно не задумывался о том, что таким образом выражает свои чувства, настроение и отношение к окружающему миру. Песочная терапия для детей дошкольного возраста разработанная психологами – направление арт терапии, которая очень хорошо решает множество проблем в развитии детишек.

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение, обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью. Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными.

Знакомство с песком

Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как машинки, как санки, как змейки.

Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а,  напротив, всячески поощрять и хвалить его.

Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.

Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.

Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.

Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.

Упражнения для песочной терапии

На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие  упражнения развивают    мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.

Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

Как применяется песочная терапия для коррекции

эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

 

Примеры проективных игр:

«Моя семья».

Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.

«Мои друзья».

Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.

«Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

Упражнения, который вы можете использовать для работы с агрессивными детьми.

«Сказка»

Предложите ребёнку несколько небольших фигурок. В выборе должны участвовать и злые, и добрые персонажи.

Далее его задачей будет придумывание и проигрывание в песочнице сюжета сказки (для более старших детей это может быть фильм или просто сценка).

Скорее всего, маленький человечек с проблемами агрессии выберет отрицательных героев. Возможно, вы увидите сцены насилия, войны, жестокости. Не удивляйтесь и не пугайтесь.

Дело в том, что во время игры он освобождается от негативной энергии, оставляя её в песке.

Через несколько занятий вы заметите, что ужасных сцен стало меньше, тогда как в реальной жизни поведение стало более спокойным и стабильным.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности.

 

Противопоказания песочной терапии

Проводить песочную терапию не рекомендуется в следующих случаях: ребенок имеет дефицит внимания; эпилепсия; шизофрения; чрезмерно высокий уровень тревожности; у ребенка невроз навязчивых состояний; аллергия на пыль; заболевания легких; порезы на руках; заболевания кожи.

 

Как покрасить манку для поделок: советы

 

Как покрасить манку для поделок?

Прежде всего, нужно выбрать подходящий краситель. Подойдет гуашь, акварель или акриловая краска. Если нет возможности использовать краску, замените ее на цветные карандаши (а точнее – их грифели), также можно использовать цветные мелки или пищевые красители.

Перед началом процедуры не забудьте надеть на руки резиновые перчатки, они защитят кожу от воздействия красителей.

Также вам нужно подготовить манку к окрашиванию – обязательно просейте её через сито, чтобы устранить комочки. Рукодельницы советуют добавить в нее небольшое количество водки, подойдет обычный медицинский спирт. Для чего это делать? Такая хитрость поможет предотвратить образование комков в уже окрашенной манной крупе.

Если вы выбрали для окрашивания краски, вам нужно развести их водой. Если мел или грифель карандашей – измельчите их с помощью терки. После окрашивания просушите манку в помещении, при комнатной температуре – просто высыпьте ее на лист бумаги и оставьте. При использовании мела или грифеля манка в просушивании не нуждается.

Как покрасить манку красками?

Просеиваем крупу через сито. В емкость (например, стакан) налейте 1 ст.л. воды и 1 ст.л. спирта или водки. Добавляем краску и хорошенько мешаем, она должна раствориться в воде. Мы получаем однородную цветную жидкость нужного оттенка. При желании можете добавить больше краски, чтобы раствор имел более насыщенный цвет.

В приготовленный раствор всыпаем просеянную манку и перемешиваем. Выложите окрашенную крупу на лист бумаги и выровняйте, дайте просохнуть. Если есть комочки, разотрите их пальцами.

Окрашивание жидким пищевым красителем

На ½ стакана крупы вам понадобится ½ ст.л. уксуса 9% и 5-6 капель красителя. Выложите манку в емкость, влейте сюда же уксус и краситель. Накрываем емкость крышкой и хорошенько встряхните ее. По желанию можете добавить больше красителя. Выкладываем манку на пергамент для выпечки, просушиваем в духовке 5 минут при температуре 200 градусов.

Сухой пищевой краситель

Возьмите большой отрезок марли, свернутый в два-три слоя. Всыпьте в него манку и добавьте пищевой краситель. Заверните смесь в виде мешочка, опустите его в кипяток на минуту. Развяжите марлю и просушите его в духовке на протяжении 5 минут.

Грифель или цветные мелки

Вам нужно просто измельчить грифель или мелок так, чтобы он превратился в порошок. Сделать это можно при помощи терки или лезвия, но процесс займет не так уж мало времени. Затем смешайте полученный цветной порошок с манной крупой. Если вам нужно окрасить большой объем манки, советуем выбрать другую методику.

Как хранить окрашенную крупу?

После того, как вы её окрасили, и она полностью просохла, пересыпьте манку в стеклянную или пластиковую емкость, закройте крышкой. Храните в темном месте, куда не попадают солнечные лучи.

Как закрепить рисунок?

Чтобы крупа не потеряла свой яркий цвет, закрепите рисунок лаком для волос. Он совершенно незаметен, делает аппликацию более яркой и долговечной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.