Эссе «Педагог в современном мире»

Киреева Елена Ильинична
учитель начальных классов/дефектолог КГУ «Областная специальная школа-интернат №4 для детей с ограниченными возможностями в развитии», г. Балхаш

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он –  совершенный учитель». Л.Н.Толстой.

Задумываясь о том, каким должен быть современный педагог, я невольно вспоминаю о тех людях, у которых я ещё недавно училась сама. Я считаю, что мне очень сильно повезло, потому что, как в свои школьные годы, так и в годы, когда я стала молодым специалистом, наставниками для меня были поистине талантливые учителя, живущие своим делом и по-настоящему любящие тот предмет, который они преподают. Они вложили в меня не только все свои знания, но и всю любовь к педагогической профессии. Говорят, педагогика – самое тонкое искусство, а учитель – труженик горячего цеха, где куётся ценнейший сплав знаний, убеждений, практического действия.

Вот уже 16 лет отдаю я своё щедрое сердце детям, работая с учащимися начальных классов и являясь руководителем секции учителей начальных классов. Суть моего педагогического кредо в трёх заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями.     Главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не надо работать в школе. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге учителя. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию.

Если молодой учитель пришел в школу и остался в ней навсегда, он – Учитель! Ведь труд учителя нелегок, любые методические указания, программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут в его реальной, каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а иногда недетские трудности. И здесь для учителя начинается выработка собственных подходов, личных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность педагога.

Современный педагог, каков он? Каким он должен быть? Когда размышляешь над этими понятиями, холодок пробегает по спине. Иногда я думаю, что образование в коррекционной школе – последний оплот силы, мужества, нравственности, островок надежды на лучшее будущее, который дает дорогу в будущее, понимание и даже иногда спасает жизнь маленького человека.

Каждое утро я спрашиваю себя: что принесёт новый день? Нужно быть готовой ко всему: больному ребёнку, раздражённому родителю, ссоре и дракам в классе, бедам и огорчениям учеников, их радостям и достижениям. Вокруг меня постоянно мои четвероклассники. Они задают вопросы, рассказывают семейные тайны, делятся впечатлениями от событий. Иногда они просто стоят возле меня. Они должны быть ближе к своему учителю. В такие минуты остро чувствуешь ответственность за своё дело, поступки, сказанные слова.

Ребёнок живёт в стремительно меняющемся современном мире. А этот мир требует развития. Маленький человек перегружен информацией. Это приводит к сдвигам в его сознании. К изменению полярности плохого и хорошего. Плохое становится хорошим, хорошее – плохим. Как переломить ситуацию? Какой способ, отогревающий душу ребёнка, должен выбрать педагог? Каким для этого должен быть сам педагог?

В педагогической литературе прошлого и в современной литературе об этом много написано. Педагог – человек высоких нравственных качеств, обладающий терпением, настойчивостью, справедливостью, самообладанием, внимательным отношением к каждому, а главное – любящий всех своих детей и каждого ребёнка в отдельности. Быть таким – постоянная работа над собой. Для меня понятия «современный педагог» и «настоящий учитель» неотделимы.

Проработав восемнадцать лет в школе, я приобрела драгоценный опыт общения с детьми. Я точно знаю, что ребёнка надо принимать таким, какой он есть. И любить его таким. Все дети хорошие. Не может быть плохих детей. Если ребёнок агрессивен, виноват в этом взрослый. Позитивная оценка, умение рассмотреть хорошее в каждом ребёнке и показать это окружающим, поднять его авторитет, создать атмосферу успешности – вот главная задача педагога. Это легко происходит с детьми, у которых почти нет проблем. Но это трудно с проблемными детьми. Двойки, грязь в тетрадях, невнимание и непонимание в семье. Педагог для таких детей должен стать человеком, который увидит в них хорошее, поймет, скажет доброе слово и этим защитит ребёнка от самого себя, себя плохого, победит упрямство, обиду, злость. Тогда появится блеск в детских глазах, желание быть лучше.

В условиях современной школы деятельность педагога разнообразна, и все-таки центральное место в ней занимает урок. Хорошее занятие пролетает незаметно. Дети удивляются: «Уже всё?» Таких занятий в моей практике становится всё больше. Новые стандарты образования дали мне возможность применять нестандартные формы организации деятельности. Учеба становится увлекательным, желанным занятием. Учитель и сам постоянно находится в творческом поиске, самосовершенствуется.

Чтобы сегодняшних школьников удивить, заинтересовать, нужны современные подходы. В педагогической деятельности мной используется технология проблемная, развивающая, проектно- исследовательская, здоровьесберегающие технологии на основе личностно- ориентированного подхода. Связующим звеном всего вышеперечисленного становится игровая деятельность, в которой ученик начальной школы чувствует себя всегда комфортно.

Не открывая тайны, скажу: можно быть высокообразованным человеком, применять современные технологии, но не быть при этом настоящим педагогом. Настоящий педагог должен быть Человеком. Современный педагог- Человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью. И каждый педагог меня поймёт – мы живем в своих учениках. И пусть не всегда звучат громкие слова в наш адрес мы можем точно с большой уверенностью сказать: «Я на своем месте! ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.