: “Автоматизация звука “Р” в ловах и предложениях”. Открытый урок-номинация.

Габдуллина Айгерим Муратовна
логопед ГККП “Ясли-сад №22 санаторного типа для тубинфицированных детей” г.Павлодара

Программные задачи:

1.     Уточнять представления об артикуляционном укладе звука [Р];

2.      Закреплять правильное произнесение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

3.      Закреплять умение составлять слова из слогов;

4.      Закреплять умение находить лишний слог в слове;

5.      Закреплять умение определять количество слогов в слове;

6.           Закреплять навык правильного произнесения слов сложной звуко–слоговой    структуры;

7.      Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

8.      Развивать фонематическое восприятие;

9.      Развивать внимание, память, мышление, воображение;

10.   Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;

11.   Воспитывать у детей чувство сопереживания.

 

Предварительная работа:

Логопед – постановка и первичная автоматизация звука [Р]; обучение детей правилам деления слов на слоги, отработка правильного произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры.

Логопед –  автоматизация звука [Р]; игры на составление слов из заданного                  количества слогов; закрепление понятия «Дикие животные».

Оборудование: индивидуальное зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений, предметные картинки с изображением диких животных, карточки со слогами, схемы слогового состава слов, мяч.

 

Ход занятия:

I.      Вводная часть.

Оргмомент.

Сегодня утром я получила письмо от зверей из зоопарка. Они пишут, что Звукоежка съел звук в табличках с их названиями, и они не могут узнать, где чья клетка. Давай, поможем животным и  отыщем  этот звук. Но сначала подумай. В зоопарке живут дикие, или домашние животные?

II. Основная часть.
1. – Прослушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.
(логопед читает стихотворение, выделяя звук [Р])

Ранним утром кое-как,
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.

 

– Какой звук  в этом стихотворении я произносила чаще?

( звук [Р])

– Сегодня мы будем помогать зверям из зоопарка и упражняться в правильном произнесении звука [Р].

2. Артикуляционная гимнастика.
Но перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

 

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает.  Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Упр. «Лошадка»

 

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

Упр. «Качели»

 

 

 

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

 

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Упр. «Индюк»

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Упр. «Вкусное варенье

 

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.

 

Язычок я подниму,
И остатки оближу.

 

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Упр. «Чашечка»

 

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он    пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

 

 

 

 

Упр. «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый

3. Произнесение изолированного звука [Р].
– Раз, два, повернись и в животных превратись.

– Изобрази как дятел стучит по дереву

(Тр-тр-тр, тр-тр-тр).

– Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит

(Р-р-р).

– Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка

(Мур-р-р-р).
– Раз, два, повернись снова в Артёма превратись.

4. Анализ артикуляции звука.

– Как мы произносим звук [Р]?
(Ребёнок перед зеркалом произносит  звук [Р] и рассказывает его     артикуляционный уклад.
– губы в широкой улыбке ,
– язычок поднят вверх и дрожит,
– горлышко работает,
– воздушная струя сильная и тёплая.)

5.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

– Хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р]
а) на уровне ряда звуков:
Р  Р  Н  Г  Р  З  Р  Р  Р  В  Р  Д  Р  Ж  М  Р  Р  Р
б) на уровне ряда слогов:
РА – ЛО – ПО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РА – РЫ – КО – РУ – АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

6.Автоматизация звука в слогах. Игра «Повторялки»
– Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в «Повторялки». Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
РА РА РА – РА РА РА                     РА – РО – РУ – РЫ
РО РО РО – РО РО РО                     РО – РУ – РЫ – РА
РУ РУ РУ – РУ РУ РУ                     РУ – РЫ – РА – РО
РЫ РЫ РЫ – РЫ РЫ РЫ                 РЫ – РА – РО – РУ

7.Автоматизация звука в словах. Игра «Один – много» (с мячом).
– А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.

рак – раки, тигр -…, рысь -…, крот -…, верблюд -…, крокодил -…, носорог -…, жираф -…, барсук -…, пантера -…, гепард -…, зубр -….
8.Звуковой анализ слова (начало, середина, конец). Игра «Голова, живот, ноги».
Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.
Зубр,  барсук,  тигр,  пантера,  гепард,  носорог,  кенгуру,  жираф, верблюд, крокодил, рысь, крот.

 

9. Работа над слоговой структурой слов.

 

Игра  «Собери слова»

 

– Звукоежка нам  навредил. Он разломал все таблички на части и перепутал их.     Нам  нужно собрать названия животных из частей.

– Будь внимателен! Вредный Звукоежка добавил ещё и лишние таблички.

ТЕ, РА, МА, ПАН;   СУК, НО, БАР;   ПАРД, НА, ГЕ;    РУ, КА, КЕН, ГУ;               РАФ, НО, ЖИ;   СО, НО, РА, РОГ;   БЛЮД, ВЕР, НО, ГА;   ДИЛ, КРО, КО, ЛЯ.

(Ребёнок собирает слова из слогов и читает, что у него получилось).

 

Игра  «Развесь таблички».

 

– Все таблички с названиями животных собраны, осталось только повесить их на место. На клетках от табличек остались пустые места, но они поделены на части. Разложи таблички так, чтобы количество пустых мест на клетке соответствовало количеству слогов в названии животного.

 

Игра «Рассели животных»

 

– Животные зайдут в свои клетки, когда ты придумаешь про них предложения
(Ребёнок  придумывает  предложения  про  одного,  или  нескольких  животных     сразу).

 

III. Заключение.

– Молодец. Ты помог найти свои клетки всем животным, и в знак благодарности   они передали тебе угощение.

– Тебе понравилось наше занятие? Понравилось помогать братья нашим меньшим

– Что понравилось больше всего?

– А что показалось самым сложным?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.