Педагогическая статья «Интегрированный подход к формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Богданова Наталья Ивановна
воспитатель Воскресеновского пришкольного мини-центра «Айбөбек»

В настоящее время в системе дошкольного воспитания проявляются противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

В своем Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года президент Н.А. Назарбаев отмечает, что на современном этапе развития нашей страны, нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. К 2020 году планируется обеспечить охват всех казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. Общественно-политические и социально-экономические условия нашей страны, способствуют устойчивому развитию системы образования и обеспечению интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка. Совершенствуется законодательная база, регулирующая социальную поддержку граждан, семьи, детей. Приняты нормы, обеспечивающие полноценное развитие дошкольного детства.

В связи с этим перед организациями образования стоят задачи, которые нельзя упускать из виду в своей образовательной деятельности. И от того, насколько образовательные учреждения серьезно и ответственно подойдут к этим задачам, зависит общее благосостояние нации.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. говорится о том, что повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.                                                                                                                             Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место.  Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет,  обилием информации, получаемой  ребенком,  повышенное  внимание  к  компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения направлены на развитие физических, личностных, интеллектуальных качеств детей, формирование ключевых компетентностей, необходимых для обеспечения их социальной успешности и конкурентоспособности на протяжении всей жизни.

Образовательный процесс в ДО характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

Исследования ученых  показывают, что задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить следующее противоречие между необходимостью использования разнообразных форм обучения дошкольников и практикой реализации этих требований в связи с  недостатком методических разработок по использованию интегрированных занятий в формировании математических представлений детей и не достаточным умением педагогов дошкольных организаций осуществлять данную работу.

Актуальность заключается в применении интегрированных занятий в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Если формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста целенаправленно осуществлять на основе интегрированного подхода, то это способствует более легкому и эффективному усвоению учебного материала и предоставит возможности для развития познавательного интереса дошкольников к математике.

Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование будет соблюдено, если при формировании содержания познавательного развития дошкольников охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребенка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни, и, соответственно, не формируется целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Решить эту проблему на современном этапе помогает интегрированный подход к выбору содержания образования. Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия.

В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия  снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе.

Так, например интеграция ОУД «Формирование элементарных математических преставлений» и «Конструирование» позволяет учащимся усваивать математические знания в полном  объеме и приобретать  умения, применять их при изготовлении моделей  по их описанным или заданным свойствам, вносить изменения  в конструкции  или ее элементы.

Еще одним примером может служить развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами ОУД «Формирование элементарных математических представлений» и  «Художественная литература» как одно из необходимых условий развития литературного слова, устного творчества школьников.

Интеграция содержания курсов «Формирование элементарных математических представлений» и «Основы экологии» существенна в познании детьми данного возраста наиболее обобщенных и фундаментальных законов природы, на основе которых в будущем создастся база для формирования их мировоззрения. Экологическое воспитание и образование в процессе изучения математики ориентировочно могут осуществляться в таких направлениях:

– решение задач экологического содержания с целью глубокого понимания учащимися отдельных экологических понятий, способствующие формированию их экологического мышления;

– более осознанное овладение основными математическими методами обработки статистических материалов учащимися, собранных во время проведения экскурсий, практических и самостоятельных работ.

Таким образом, интегративный подход, основанный на  целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования и позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

 

Список используемой литературы:

 

1. Послание президента Республики Казахстан – лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 11 января 2014 года. – http://www.akorda.kz

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы от 7 декабря 2010 года № 1118

3. Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Астана, 2004. – 130с.

4. Государственный общеобязательный  стандарт образования  от 23августа 2012года №1080.

5. Белошистая  А.В.  Формирование  и  развитие  математических  способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
6.     Образование и наука. Энциклопедический словарь / Гл. редактор Ж.К. Туймебаев; редкол.: А.Е. Абылкасымова, И.Б. Бекбоев, М.В. Рыжаков, Н.Б. Калабаев, С.Ж. Пралиев, Г.М. Мутанов, Г.М. Кусаинов. – Алматы: 2008. – 448с.

7.    Епанченцева Н.Д., Агачкина А.Ю. Роль подготовительно работы в проведении интегрированных занятий// Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №9. –С. 78-82.

8.  С.Д. Сажиной «Технология интегрированного занятия в ДОУ»-С.127

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.