Методическая помощь молодому учителю«Изучение имени существительного в начальных классах»

Машевская Инна Ивановна

учитель начальных классов КГУ О ОШ№2 с Астраханка

Изучение имени существительного в начальных классах

Изучение имен существительных в начальных классах носит комплексный характер и направлено на усвоение школьниками функции данной части, ее признаков, а также на формирование правописание родовых и падежных окончаний.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, выражает это значение в формах рода, числа и падежа. В лингвистике понятие предметности рассматривается обобщенно. Это названия конкретных предметов (ваза, стол), лиц, живых существ (ученик, девочка), растений (берёза, колокольчик), веществ (серебро, соль), географические названия (Волга, Сочи), явления природы (гроза, ветер), качества и свойства в отвлечении от носителя (темнота, синева), состояние (радость, грусть),действие в отвлечении от субъекта (полёт, ходьба). В начальных классах происходит практическое знакомство учащихся с разнообразием семантики имен существительных.

При изучении данной части речи школьники усваивают важный синтаксический признак существительных — их способность присоединять имена прилагательные и глаголы и сочетаться с ними по способу согласования (страшный рассказ, вечерняя прогулка и др.).

Задачи изучения имени существительного сформулированы Т. Г. Рамзаевой. Таковыми являются:

1) формирование грамматического понятия “имя существительное”;

2) овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные;

3) формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, географические названия;

4) ознакомление с родом имен существительных, употребление Ь у существительных с шипящими на конце;

5) развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;

6) выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных па -ия, -ий, -ие, а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и Ц: свечой, плащом, огурцом);

7) обогащение словаря новыми именами существительными и развитие навыков употребления их в речи;

8) развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, сравнения слов, обобщения

 

Задачи изучения имен существительных во II — IV классах: 1) формирование лексико-грамматического понятия «имя существи­тельное»; 2) овладение умением различать по вопросу одушевлен­ные и неодушевленные имена существительные (без термина); 3) формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия; 4) ознакомление с родом имен существительных, упот­реблением ь у существительных с шипящими на конце; 5) раз­витие умения изменять имена существительные по числам; 6) вы­работка навыка правописания падежных окончаний имен сущест­вительных (кроме существительных на -мя, -ия, -ий, -ие, а также существительных в творительном падеже с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом); 7) обогащение словаря учащихся новыми именами существительными (в частности, существительны­ми—синонимами и антонимами); 8) овладение операциями ана­лиза, сравнения слов и обобщения

Каждая из задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется больше внимания одной из задач. Так, например, в центре 2 и 3 клас­сов — усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в 4 классе основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний. Но это не означает разрыва в работе над признаками существительных как части речи и правопи­санием окончаний. Напротив, работа во 2 и 3 классах над грамматическими признаками существительных создает основу тео­ретических знаний для сознательного формирования навыка право­писания. А при формировании навыка правописания падежных окончаний в 4 классе постоянно углубляются знания о роде, числе и падеже существительных.

Седьмая и восьмая задачи (развитие речи и мышления учащих­ся) решаются в течение всех лет обучения. Весь процесс изу­чения грамматического материала и выработки орфографических навыков направлен на обогащение словаря учащихся, на разви­тие навыков связной речи и мыслительных способностей.

Имя существительное как часть речи характеризуется обобщен­ным лексическим значением и грамматическими признаками. Об­щим для лексического значения всех имен существительных является предметность. Со стороны семантики существительные очень раз­нообразны. Они могут обозначать конкретные предметы (книга, шкаф, стакан), живые существа (брат, жук, летчик), явления природы (гроза, ливень, буря, град, метель), события (война, ре­волюция), качества (доброта, смелость, белизна), действия (бег, ходьба, переход), состояние (сон, радость) и т. д.

Основная задача работы над именами существительными в 4 классе — научить сознательно, использовать падежные формы существительных для выражения мыслей и правильно писать падежные окончания.Наблюдая за изменением окончаний одного и того же существительного в сочетании с разными словами, учащиеся подводятся к выводу о том, что изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением. На падежную форму слова влияет в предложении предлог. Предлоги и падежные окончания являются средствами выражения связи слов, объединенных в словосочетание. Взаимодействие предлога и окончания обусловливает необходимость специальной работы над предлогами в процессе изучения падежей. Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными предлогами каждого из падежей, узнают предлоги, которые употребляются только с одним падежом. К составлению таблицы «Падежи и предлоги» учащиеся приступают уже на втором уроке. (Таблица представляет собой наборное полотно с шестью планками, на каждую из которых выставляются подвижные детали: карточки с первой буквой наименования падежа, карточки с предлогами и карточки с вопросами данного падежа.) Чтобы учащиеся могли пользоваться вопросами для распознавания падежей, необходимо, во-первых, чтобы учащиеся ставили вопрос к существительному от того слова, к которому существительное относится в предложении, связано по смыслу (а не «вырывали» существительное из предложения), во-вторых, чтобы учащиеся хорошо знали вопросы падежей. Для этого целесообразно сравнить вопросы всех падежей, выделив при этом сходные вопросы и свойственные только одному падежу (наглядно это можно сделать по таблице, о которой говорилось выше). Целесообразно установить вместе с учащимися последовательность действий при распознавании падежа: сначала установить связь слов в предложении и найти то слово, от которого зависит имя существительное, затем по вопросу и предлогу узнать падеж. В целях создания более благоприятных условий для усвоения особенностей падежей изучение каждого падежа осуществляется по общему плану:1. Значение.2. Вопросы, на которые отвечают существительные в данном падеже.3. Предлоги, которые употребляются в данном падеже.4. Роль существительного в предложении.

УПРАЖНЕНИЯ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Итоговой целью изучения теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически и стилистически точного выражения в устной и письменной форме . Все указанные умения формируются у учащихся в процессе выполнения ими практических работ, среди которых видное место занимают письменных упражнения.

По определения М.Р. Львова упражнение – это вид учебной деятельности учащихся, ставящих его перед необходимостью многократно и вариативно применять полученные знания в различных связях и условиях. Выполнение упражнения постоянно ставит учащихся в условия поиска, решение проблем, задачи – иногда высокой сложности. На уроках русского языка выполнение различных упражнений занимает 80% времени, следовательно, очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.

На основе анализа учебной литературы и учебных программ были выделены три группы упражнений, которые способствуют формированию грамматических умений у младших школьников:

Упражнения на определение грамматической категории падежа у имени существительного, выделенного из предложения или текста.

Первая группа упражнений предполагает следующую работу учащихся: наблюдение, исследование существительных, выделение признаков изучаемого понятия, выделение одних и тех же признаков у разных существительных.

Упражнение на изменение падежной формы.

Прочитай, изменяя слова в скобках по смыслу (падеж и число):

К к..нцуз..мы в ..ловых (шишка) с..зревают (семя). (Чещуйка) у них поднимается и (семя) высыпаются на сне.. Выс..ко (шишка) на (елка) растут. Трудно до них добраться. (Клест) лапками и клювами за (ветка) ц..пляются и ш..лушат (шишка).

Следующая группа упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся по изменению падежной формы существительного, в зависимости от отношения существительного к другим словам. Направлено на усвоение способов применения знаний по образцу. Пример выполнения показывает учитель на одном из существительных, а дети уже продолжают работу самостоятельно.

Упражнение на подбор существительных с заданными грамматическими формами падежа.

Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже:

Выйти (м_г_зин)

Убежать (м_две_ь)

Дождаться (п_беды)

Упасть (ч_вство)

Прийти (т_тра_ь)

Приехать (М_сква)

Укрыться (м_р_з)

Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Еще одна  группа упражнений предполагает следующую работу учащихся: упражнения направлены на выявление умения ставить имя существительное в требуемый падеж, позволяет выяснить правильность применения знаний в практической деятельности.

Упражнение, на основе которого ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию об изменении имени существительного по падежам в новой, незнакомой ситуации.

Составьте предложения в существительными гроза и часовщик в родительном, дательном и предложном падежах. Употребите предлоги, которые требуют определенной падежной формы существительного.

Прочитайте предложение. Можем ли мы сказать, кто совершает действие в этом предложении? Почему?

Вер_ взяла книгу Марин_

Измените форму выделенных слов так, чтобы:

Действие совершала Марина;

Действие совершала Вера;

Слово Марина называло человека, для которого взяли книгу, и отвечала на вопрос кому? Для кого?

Слово Марина называло человека, которому принадлежит книга, и отвечало на вопрос чья?

Четвертая группа упражнений направлена на формирование умения творчески применить усвоенную информацию об изменении имени существительного в новой, незнакомой ситуации.

Сведения об изменении существительных по падежам и способах определения падежных форм в основном знакомы учащимся, и поэтому работа организуется с опорой на их самостоятельную деятельность. Возможны задания: выделить основное правило в параграфе (правило определения падежа), указать новые термины (косвенные падежи).

Упражнения рассчитаны на осмысление учащимися падежа не только как морфологической, но и как синтаксической категории, во многом определяющей роль существительного в предложении и словосочетании: форма падежа существительного непосредственно связана с его ролью в предложении.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование умений, главным образом, осуществляется через выполнение разнообразных упражнений. Причем все упражнения имеют четкую, логическую структуру, представляя собой некий комплекс. Комплекс упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с формированием умений и их спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся.

Тест по теме “Имя существительное”(найди ошибку)

А) цветок— существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 3-го склонения

Б) дорога— существительное, собственное, неодушевленное, среднего рода, 1-го склонения

В)грубиян — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 1-го склонения

Г) Алина— существительное, собственное, неодушевленное, среднего рода, 1-го склонения

У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Любовь к животным с самого раннего детства помогла Анне стать отличным ветеринаром?

А) любовь— существительное, собственное, одушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в родительном падеже, во множественном числе, в предложении занимает место дополнения.

Б) детства— существительное, собственное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в родительном падеже, в единственном числе, в предложении занимает место обстоятельства.

В) Анне — существительное, собственное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

Г) ветеринаром— существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 1-го склонения, употреблено в творительном падеже, в множественном числе, в предложении занимает место подлежащего.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.