«Секреты профессионализма 2021»

Вельке Татьяна Владимировна, Мироненко Надежда Борисовна, Гашек Валентина Михайловна 

логопед, учитель-дефектолог, логопед КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции №2, город Ерейментау, Ерейментауский район» Управления образования Акмолинской области

Конспект

индивидуального логопедического занятия

«В гостях у Карлосона»

 

Тема: Звук «К».

Цель: Автоматизация звука «К» в  слогах и словах.

Задачи:

Коррекционные

1. Закрепить навык правильного произношения звука «К» в словах с прямыми, обратными слогами.

2. Развивать у ребенка фонематическое восприятие (определение наличия звука в слове)

Обучающие:

3. Развивать  внимание, мышление, мелкую моторику.

Воспитывающие:

4.    Создать ребенку положительный эмоциональный настрой.

5.    Вызвать у ребёнка желание заниматься с логопедом.

 

Оборудование:

Зеркало, игрушка Карлосона, схема для характеристики звуков, игра «Лабиринт», звуковые кнопки, игра «Рыбалка» с картинками на закрепляемый звук, удочка.

 

 

Ход занятия:

1.    Организационный момент.

– Слышишь звук пропеллера? Кажется, к нам в гости кто-то спешит. Знаешь ли ты что это за герой? Это герой мультфильма «Малыш и Карлосон». Сегодня мы отправимся к нему в гости.  Наш Карлосон очень любит летать.

 

2.    Пальчиковая гимнастика.

Две ладошки я прижму (прижать две ладошки вместе)

И скорее полечу

Шлем надену — и в полет (показываем «шлем» над головой).
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны (шевелим пальчиками),

Над горами и полями,
Над лесами и морями (делаем хлопки).

Рыбки весело резвятся

В теплой чистенькой воде (имитация рыбок)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке (движения пальцев рук в соответствии с текстом).

 

3.    Артикуляционная гимнастика.

– Чтобы летать, Карлосону нужно регулярно смазывать лопасти пропеллера, а также постоянно проверять, исправен ли пропеллер. Давай поможем нашему другу!

Покусать язык – Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

«Наказать непослушный язык» – Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».

«Лопаточка» – Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Горка» – Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

«Горку построим — горку разрушим» – Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

«Ветерок дует с горки» –  Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

 

4.    Произношение изолированного звука «К».

Прислушайся внимательно, что за звук ты слышишь в словах «Карлосон», «Крыша»?

-Конечно, ты уже догадался, что это за звук. Это звук «К».

– Звук «К» – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой (по схеме для характеристики звуков)

 

5.    Автоматизация звука «К» в слогах. Игра «Эхо на крыше».

– Вот мы уже летим. И Карлосон говорит, что тут на крыше великолепное эхо. Давай проверим, правда ли это?

Автоматизация звука К  в прямых слогах:

КА – КА – КА                 КА – КО – КУ – КЫ

КО – КО – КО                 КО – КУ – КЫ – КА

КУ – КУ – КУ                 КУ – КЫ – КА – КО

Автоматизация звука К в обратных слогах:

АК – АК – АК                 АК – ОК – УК – ЫК

ОК – ОК – ОК                 ОК – УК – ЫК – АК

УК – УК – УК                 УК – ЫК – АК – ОК

ИК – ИК – ИК                 ЫК – УК – ОК – АК

ЕК – ЕК – ЕК                  ЫК – ОК – УК – АК

ЯК – ЯК – ЯК                  ЫК – АК – ОК – УК

КЫ – КЫ – КЫ                КЫ – КА – КО – КУ

 

6.    Автоматизация звука «К» в словах. Игра «Лабиринт».

– Перед нами лабиринт. Называй картинки, которые лежат на твоем поле.

«Мука»-«Папка»-«Мойка»-«Майка»-«Банка»-«Молоко»-«Паук»-«Домик»-«Бык»-«Петушок»-«Звонок»-«Кот»-«Кабан».

 

7.    Развитие фонематического восприятия. Игра с говорящими кнопками (определить наличие/отсутствие звука «К»  в словах).

– Летим с нашим другом дальше. Перед нами вот такой светофор с «говорящими» сигналами. Синяя кнопка говорит «НЕТ», а зеленая – «ДА». Карлосон придумал для тебя слова. Тебе нужно нажать на кнопку «ДА», когда в слове услышишь звук «К», и на кнопку «НЕТ», если звука «К» в этом слове нет.

«Катя»-«Нос»-«Кит»-«Колбаса»-«Уши»-«Сын»-«Кокос»-«Кубик»-«Мама»-«Кот».

 

 

8.    Игра «Большой-маленький»

-Я назову тебе большой предмет, а ты смотри на нашего друга Карлосона и называй маленький предмет

«Рука-ручка», «нога-ножка», «нос-носик», «ухо-ушко», «рот-ротик».

 

9.    Игра «Рыбалка».

– Карлосон очень любит сладости. Знаешь ли ты, как называют человека, который ест много сладостей? Правильно, его называют сладкоежка. А сейчас мы с тобой пойдем на рыбалку. На крышках спрятались сладости и овощи. Словив крышечку, переверни ее и посмотри что же на ней изображено?

-А теперь давай определим это сладость или овощ.

Картинки на крышках: кекс, какао, крендель, капуста, кабачок, лук, конфеты, картофель, кукуруза.

 

10.Физминутка.

Делать упражнения в соответствии с текстом:

Карлосон зовет на крышу.

Поднимайтесь все неслышно.

Руки в стороны поднять,

На носки всем срочно встать.

Выше, выше… Опуститесь,

Поклонитесь, улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

 

11. Итог

– Пора возвращаться домой, ведь наш путь был долгим и трудным. Сегодня мы очень много узнали с тобой. Говорили о сладостях и овощах, называли предметы большие и маленькие, искали слова со звуком «К», а еще летали над морем и по крыше.

– Поделишься ли ты с ребятами и расскажешь ли им о своем приключении?

– А какой звук помогал тебе сегодня?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать (PDF, 561KB)

Автор: Мироненко Надежда Борисовна

Место работы: ГКУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции№2, город Ерейментау, Ерейментауский район» управления образования Акмолинской области

Должность: учитель – дефектолог

 

Конспект  занятия с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Тема: «Путешествие в сказочную страну.»

 

Цель: Закрепить знание геометрических фигур, соотнесение количественного счета и цифр. Учить рисовать постройку из геометрического материала.

Задачи:1. Образовательная: Учить выполнять рисунок последовательно.

2. Коррекционно-развивающие:

Упражнять в чтении

Развивать анализ и синтез через отгадывание загадок.

Корригировать слуховое и зрительное восприятие посредством работы с цветными полосками.

Расширять словарь через введение новых слов.(башня, радуга)

Корригировать и развивать внимание при работе с геометрическими фигурами «Страна геометрических фигур».

3.Воспитывающая: Воспитывать усидчивость, художественный вкус .

Оборудование:  – набор цветных полосок, цветные бабочки для украшения;

– математический набор (цветные геометрические  фигуры)

– рисунок страны геометрических фигур; рисунок замка;

– радуга;

– таблички словаря: «радуга», «геометрические фигуры»,

«башня», карточки с напечатанным текстом

–  компьютер, музыка, зонт

– Дидактические игры: «Что из чего»

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

1. Организационный момент

На доску прикрепляется карта путешествия.

– Ребята, скажите, какой сейчас месяц?

– Сейчас месяц  август.

– А какая сегодня на улице погода?

– На улице солнечная, тёплая погода, но местами идет небольшой дождик.

– Да, сегодня теплая солнечная погода и дождик для нас не помеха и поэтому мы с вами   совершим  путешествие в сказочную страну. На нашем пути будут возникать трудности, но ваши знания помогут их преодолеть. Вы должны взять в путь только самое необходимое, а что именно вы узнаете из загадок:

1. Хоть я на ветке не расту

И осенью не опадаю,

Но пользу людям приношу

В альбомах и тетрадях я бываю.

– Что это?                          – Лист.

2. Для меня резинка, братцы,

Лютый враг!

Не могу я столковаться с ней никак.

Сделал я кота и кошку –

Красота!

А она прошлась немножко –

Нет кота!

С ней хорошую картинку

Не создашь!

Так, вовсю ругал резинку … (карандаш).

–  О каких двух предметах идёт речь в загадке?

–  В загадке говорится о карандаше и ластике.

В руки ты его возьмёшь —
И тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт — его ты сложишь
И гулять под солнцем можешь.
Если ясен горизонт,
Что оставим дома?                                                       – Зонт

–  Правильно, в путешествие нам понадобятся лист, карандаш и ластик, и зонт на всякий случай. Всё это есть у вас ? Тогда в путь.  По дороге поигрем в игру «Солнышко и дождик»  (Весёлая музыка)

2. Актуализация знаний учащихся.

–  Ребята, на нашем пути река. Как  мы ее назовем?

–  Это река Цвета.

–  Хорошо, река Цвета. Надо нам перебраться через реку, а как?

–  Надо построить мост.

–  Верно, мы построим мост, но не простой, а цветной. У вас на  столах есть цветные полоски, возьмите их, на каждой есть цифра и стихотворение.  Надо прочитать стихотворения по порядку и построить мост, выкладывая нужную полоску. Готовы?

1. Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры – красные ребятки.

2. Оранжевой лисице всю ночь морковка снится.

3. Желтое солнце на небо глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит.

4. У нас растёт зелёный лук

И огурцы зелёные.

А за окном зелёный луг

И домики белёные.

5. Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами ещё голубей.

6. В синем море островок

Путь до острова далёк.

7. Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву её и маме в день рожденья принесу.

– Ну что, ребята, получился у вас мост?                       – Да.

–  Какой же это мост?                                                     – Это радуга.

Прикрепили  на доску радугу. Звучит музыка .

–  Ребята, что такое радуга?

–  Радуга – это разноцветная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

–  А какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «радуга»?

–  Радость, веселье.

–  Молодцы, мы и не заметили, как радуга помогла нам перебраться через реку и попасть в сказочную страну. Но вот беда, не пускает нас замок. Чтобы его открыть, надо отгадать, кто живёт в этой стране:

1. Четыре угла и четыре стороны – одинаковой длины. (Квадрат)

Найдите квадрат и положите на стол

2. Нет углов у меня и похож на блюдце я. (Круг)

Найдите круг и положите на стол

3. Три угла и три сторонки, похожи словно родные сестрёнки. (Треугольник)

Найдите треугольник и положите на стол .

4. Я квадратом мог бы стать, если стороны сравнять. (Прямоугольник)

Найдите прямоугольник и положите на стол.

–  Кто же живёт в сказочной стране?

–  В сказочной стране живут круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.

–  Как назвать эти фигуры одним словом?

–  Это геометрические фигуры.

–  Да, это геометрические фигуры.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

–  Треугольник потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся.

На носочки поднимался,

Приседал и опускался.

–  Ребята, кто же живёт в сказочной стране?

–  В сказочной стране живут геометрические фигуры.

–  Правильно, и называется она страной геометрических фигур.

Педагог открывает замок  и убирает лист, закрывающий рисунок.

–  Посмотрите, что находится в этой стране?

–  В этой стране находятся дома, деревья, грузовик.

–  Из чего состоят все эти предметы?

–  Все предметы состоят из геометрических фигур.

Дид. игра: « Что из чего» ( предметы из геометрических фигур).

–  Ребята, посмотрите, что находится в центре страны?

–  В центре страны находится башня.

3. Анализ объекта изображения.

–  Что такое башня?

–  Башня – это высокое и узкое строительное сооружение.

–  Из каких геометрических фигур состоит башня?

Сколько в башне квадратов? Какого они цвета?

Сколько в башне прямоугольников? Какого они цвета?

Башня больше в высоту или в ширину?

Какая фигура находится на самом верху башни?

–  Ребята, вот эту башню вы нарисуете в память о нашем путешествии. Но сначала мы сами построим такую же башню.

выкладывают фигуры по образцу.

–  Молодцы, вот так же как вы строили башню, так вы и будете её рисовать. Приступайте к работе.

4. Выполнение рисунка.

Работа выполняется под спокойную музыку.

–  Ребята, у вас получились отличные рисунки, и теперь вы надолго запомните наше путешествие. Оно вам понравилось?

5.  Оценивание с помощью наклеек – смайликов.

6.  Итог занятия.

Рисунки учащихся

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.