Статья «ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА»

Токжанова Динара Талгаткызы

учитель самопознания Средняя школа-лицей №23 им.А.Ермекова

 

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

 

Токжанова Д.Т.

КГУ «Средняя школа-лицей №23 имени А.Ермекова» г.Актобе

 

Адаптация всегда была и есть для человечества своеобразным уникальным спасательным кругом, в каких бы то ни было условиях. В современном мире, мире конкурентности, мире инноваций, мире технического прогресса, мире науки, опыта и знаний, где всё вышеперечисленное с каждым днем уверенными темпами претерпевает изменения и развивается  человечество нуждается в адаптации, выраженной в масштабных преобразованиях.

Каждая развитая страна, страна, которая находится в первых рядах мирового сообщества, в первую очередь, должна быть экономически развита и стабильна. Образование и наука являются основным фундаментом устойчивой экономики. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается, что без соответствующего высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений, с квалифицированными и образованными людьми, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого экономического развития. Отсюда следует, что образование будь то высшее, среднее, среднее специальное или начальное нуждается в активной модернизации. Модель такой масштабной и качественной модернизации была предложена  Первым Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым. «Я убежден: начатые нами масштабные преобразования  должны  сопровождаться  опережающей  модернизацией  общественного  сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию–она выступит их сердцевиной», отмечает Елбасы в статье”Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”[1].

Проект«Руханижаңғыру» состоит из шести основных блоков. Если вы посетите сайт проекта «Руханижаңғыру», то можете обратить внимание на то, что из всех шести только два раздела, а именно, «Переход на латиницу» и «100 новых учебников» начинаются с объяснения данных блоков[2]. Это обуславливается критическим общественным мнением по поводу данных разделов. Блок «Переход на латиницу» казахстанцами, в частности, педагогами не был воспринят восторженно. Впервые об этом было сказано Елбасы  24 сентября в 2006году на 12-й сессии Ассамблеи народов Казахстана. И вот, спустя 12лет было принято решение «на бумаге». Многие отмечают, что предложенный вариант нового алфавита требует доработок и улучшений, так как в написании, чтении и произношении происходят деформации речи и письма. Другая группа людей считает данную модернизацию неприемлемой и неактуальной. В  30-х годах переход с латиницы на кириллицу был успешным, так как в то время мизерная часть казахского населения была грамотной. Это способствовало успешному обучению кириллице грамотного и безграмотного населения. Сейчас же, грамотных людей, приспособленных кириллице 100%, и в этом есть сложность. Другая группа людей считает кириллицу изжитком советского прошлого Казахстана и отмечает, что страна не только ничего не потеряет, но и приобретет. Тем не менее, мы должны понять и разобраться в степени полезности и актуальности перехода казахского алфавита на латиницу. Современные тенденции мирового развития предъявляют особые требования к языкам: неспособность приспосабливаться к меняющимся условиям приводит к их исчезновению. Взрывное технологическое и научное развитие нашей планеты порождает расширение терминологии, оказывающей давление на речевое и цифровое взаимодействие людей. Настало время для модернизации казахского языка, перевод на латинскую графику,

используемую в более 75% стран мира. Это даст толчок для совершенствования казахской грамматики и лексики с одной стороны, а с другой – ускорит интеграцию нашей страны в мировое информационное, цифровое, научное, культурное пространство. В эпоху глобализации крайне важным является формирование нового поколения, принимающего все текущие вызовы и угрозы времени. Главным инструментом для этого является – образование. Перевод 100 ведущих учебников в социально-гуманитарной сфере является верным шагом в формировании и нового поколения казахстанцев, воспитанных в духе конкурентоспособности и прагматизма. Раздел включает в себя информацию о переводимых книгах, их авторах, ссылки на учебники, а так же рецензии.

Концепция 12-летнего среднего образования в Республики Казахстан гласит: главной целью является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. В связи с этим, подходы в образовании науки на сегодняшний день носят совершенно другой характер. Современный мир уникален своей динамичностью, это означает, что полученные сегодня знания могут стать устаревшими завтра. Общество давно привыкло к таким терминам, как «развитие», «прогресс», «модернизация», «тенденция» и являясь само по себе динамичной и подвижной структурой пользуется этими терминами практически. Немало важное значение в такой практике, в любой отрасли и среде имеет качество. Программа «Рухани жаңғыру» предлагает не только масштабную и многослойную, но, безусловно, качественную модернизацию образования и науки. Программу модернизации общественного сознания следует признать инновационным прорывом в гуманитарной науке. Программа затрагивает все уровни общественного сознания –исторические и духовные  фундаментальные ценности, национальные ментальные установки, идеалы, взгляды, психологию казахстанского общества и в тоже время обеспечивает глубокое понимание современных тенденций[3]. Образование и наука являются основным двигателем современного прогресса. От качества образования и науки зависит развитие страны, ее конкурентоспособность и востребованность. Качество образования можно определить двумя аспектами, первое – это производство такой продукции ли оказание такой услуги, характеристики которых удовлетворяют конкретным требованиям, имеющим численное значение; второе – степень удовлетворения ожиданий потребителя при применении или использовании данной продукции или услуги. Что касается образования, то изготовителем, а в дальнейшем потребителем образованного кадра является государство, а труд подготовленного и обученного специалиста выступает товаром для государства, точно такой же процесс не чужд и науке. Перед высшим образованием всегда стояла и стоит цель подготовки востребованного специалиста. Но, как показывает практика, многие вузы страны превратились в печатные издания дипломов, когда, на самом деле, они должны поставлять государству специалистов высокого уровня. Если мыслить масштабно эта проблема вытекает из ряда других, например, тоже начальное и среднее образование, которое всегда основано на хороших результатах и галочках, а не в подготовки ребенка к взрослой сознательной жизни, ну и конечно же, уровню  распространения коррупции в стране. Следовательно, определяя уровень науки и образования Казахстана по этим двум критериям ждать замечательных результатов не приходится. Именно поэтому «Концепция 12-летнего  среднего образования» и программа «Рухани жаңғыру» комплексно подойдут к решению актуальной проблемы в сфере начального и среднего общего образования. С введением 12- летнего среднего общего образования наша страна становится на один уровень с другими развитыми странами мира. Так, согласно декларации Совета Европы в мировом образовательном  пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Германии, Франции, Японии и т.д. Страны СНГ, такие как Беларусь, Украина и Узбекистан, а также страны Балтии уже начали процесс перехода на популярную во всем мире систему образования [3].

Таким образом, программа «Рухани жаңғыру» может стать перспективной с точки зрения внедрения ее в отдельно взятую школу, поселок или город. Все шесть блоков данного проекта можно успешно реализовать практически. Каждая школа, каждое село, каждый городов Казахстане богатство ей историей и замечательными людьми, что трудятся во благо своего народа и государства. К тому же, как проинформировал председатель Правления АО

«Казконтент» Евгений Кочетов свой доработанный вариант латинской графики казахского алфавита может предложить абсолютно каждый на том же сайте данного проекта, так как именно у этого раздела открыт доступ к«обратной связи».

 

Литература
1.   Статья Первого президента Республики Казахстан “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”

2.   http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniyahttp://ruh.kz/

3.   Послание Первого Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана.31 января 2017 г.

4.   http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.