« Преодоление речевой пассивности детей с нарушениями речи средней группы через использование ИКТ»

Абаева Марина Геннадьевна

воспитатель высшего уровня квалификации первой категории КГУ  «Детский сад № 62 для детей с нарушениями речи» акимата города Усть –Каменогорска

                                                    « Обучение только тогда хорошо,

                                                         когда оно идёт впереди развития.

                                                         Тогда оно побуждает и вызывает

                                                         к жизни целый ряд функций,

                                                          находящихся  в стадии созревания,

                                                           лежащих  в зоне ближайшего развития»

                                                                                                       Л.С.Выгодский

Очень часто ребёнок , осознавший у себя наличие определенного  нарушения– стесняется его, боится, что он будет не понят. Он не уверен в себе, в своих способностях к общению. Дети нашей группы не исключение– очень многие замкнуты, не разговорчивы.  Начиная  высказываться, они   замыкаются  только  из-за того, что взрослые их не понимают. В такой ситуации необходимо проводить направленную работу на развитие коммуникативных  навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения. Широкие возможности для этого представляют, компьютерные средства обучения, так как позволяет в наиболее доступной форме достигнуть:

1.     Активизации непроизвольного внимания детей.

2.     Повышения интереса к обучению.

3.     Расширение возможности наглядного материала.

4.      Увеличение мотивации к занятиям.

5.     Повышение результативности обучения.

Компьютер в  нашей группе становится важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и  средством активизации речевой деятельности  детей.

Первыми шагами по применению информационных компьютерных технологий стали  видеофильмы  о животных, слайд – шоу « Главный город страны – Астана», « Моя малая родина – Усть – Каменогорск».

В прошлом году при знакомстве детей с темой « Космос» мы столкнулись с проблемой —   как сформировать у детей точные конкретные знания о космосе. Поиск показал, что презентация это одно из самых эффективных средств.

Презентация – это наглядность, дающая возможность выстраивать объяснения логично, научно, с использованием видеофрагментов.

При такой подаче материала включаются три вида памяти:

1.     Зрительная.

2.     Слуховая.

3.     Моторная.

Презентация даёт возможность рассмотреть материал поэтапно. Так же можно остановиться на вопросах  вызывающих затруднения.                                                 С этого учебного года , я начала планомерную подборку презентаций по темам логопеда в соответствии с возрастом детей.

Наблюдая, с каким увлечением, интересом  дети на индивидуальных занятиях  принимают игру, понимают алгоритм компьютерной заготовки,  я начала активно подбирать  материал. Играем мы  во вторую половину дня. Компьютерные игры интересны абсолютно всем детям в группе. Равнодушных нет.                                                                                                                   Первое время многие дети присматривались, наблюдали за игрой своих товарищей. На втором этапе, замечая ошибки играющего, дети  в полголоса, неуверенно пытались подсказать, те кто не мог сказать — водили пальцем по экрану монитора. Постепенно самые неуверенные дети  стали играть самостоятельно.                                                                                                              Так как управление компьютерной игрой основано на манипуляциях мышкой, дети столкнулись с проблемой – внутренний конфликт « хочу играть, управлять не могу». Выход был найден самими детьми: они  стали работать мышкой двумя руками, но от игры никто не отказался. Преимущество таких игр в том, что они разбиты на уровни по сложности, в любой момент ребёнок может вернуться к тому, что ему нравится  или не получилось. Моя задача подвести ребёнка к рефлексии. Почему не получилось?  Почему хочешь вернуться к игре? Чем понравилась игра?                  В группе играть индивидуально получается очень редко — как  правило, играющего окружают единомышленники. Если у играющего возникают затруднения, то рядом всегда есть желающие помочь, объяснить. Дети начинают обсуждать что они хотят, как сделать, поправляют друг друга и сотрудничают при выполнении задачи которую сами себе ставят, но я заметила: как бы ни была хороша и эффективна помощь со стороны, пока ребёнок сам не поймёт и не овладеет определенным уровнем, он возвращается к игре снова и снова. Результатом усвоения игры становится умение применять алгоритм действий: дети не просто дают советы, а становятся наставниками, объясняют  в чём смысл игры, как сделать правильно, какой будет результат.                                                                          Дети с большим удовольствием решают компьютерные задачи, даже заставляют родителей принести флешкарты, чтобы была возможность  играть дома.                                                                                                                        Наша игротека состоит из игр:

1.     Сатр – игры.

2.     Логические игры 4-7лет.

3.     Игры Монтессори:

·        Логика

·        Ознакомление с окружающим миром

·        Форма и цвет

4.     Зайка всезнайка – обучающая система:

·        Математические навыки ( счёт, числа, арифметика)

·        Языковые навыки ( буквы, слоги, словарный запас, работа с рифмой)

·        Логические навыки ( цвет, форма, размер предмет, сортировка предмета)

·        Творческие навыки ( рисование, раскрашивание, музыка)

5.     «Маша и медведь»:

·        Реакция

·        Глазомер

·        Внимание

Таким  образом через компьютерную игру ребёнок учится:

ü Сотрудничать

ü Планировать, логически выстраивать порядок действий

ü Развивать способность прогнозировать результат действий.

Но самое главное, прежде чем делать,  ребёнок начинает думать, а это– начало овладения основами теоритического мышления.

Ни для кого  не секрет, что многие дети не умеют слушать сказки, во время рассказывания они самоустраняются, их не привлекает ни иллюстрации, не интонации голоса. Но увидев иллюстрации на экране монитора все до одного заинтересовались. Ведь знакомые герои двигались, дети с удивлением смотрели на необычных поросят из геометрических фигур, которые бегали и прыгали, играли и смеялись. Знакомую сказку они воспринимали совсем по другому.

К мыслительной деятельности детей побуждало то, что вопросы задавал не воспитатель, а компьютер, и после каждого правильного ответа на экране появлялась картинка-поощрение. Большой интерес такими сказками вызван  не только просмотром, прослушиванием, ответами на вопросы. Опираясь на слайды  даже самые замкнутые дети, раскрепощаются и с удовольствием выступают в роли сказочника.

Казалось бы– простая загадка, а в компьютерной обработке она  выглядит совершенно по- другому.  Все хотят отгадать загадку, так как каждому хочется чтобы именно после его слов на экране появилась отгадка – картинка, сопровождающаяся звуковым оформлением.

Мой опыт работы по применению ИКТ очень мал, но уже сейчас хочу сказать, что использование компьютерных технологий в процессе коррекции речи детей позволяет более эффективно побуждать их к общению, разговору, тем самым преодолевая преграды  на пути достижения успеха.

«Войдёт компьютер в детство,

Войдёт с грядущим веком.

Не зря идеей КиДа

Мы прочно увлеклись.

Как хорошо, что рано

Нам подводить итоги

Как хорошо стремиться

Мечтою ввысь и ввысь».

( выдержка из гимна кидевцев, 3 всесоюзного научно – практического семинара « Компьютерно – игровой комплекс в народном образовании») .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.