«Активизация познавательной деятельности учащихся через критериальное оценивание и активные формы в рамках подхода Lesson Study»

Трухин Иван Тимофеевич
учитель истории СОШ№9

Эпиграф

“В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников ”

М. Барбера

Слово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с.  Современное оценивание должно быть гибким, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание. По мнению ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты. Такая возможность появляется на уроке при критериальном оценивании учащихся. Оно подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:

Оценивается только конкретная работа ученика, но ни в коем случае не он сам и не уровень его способностей, не его личность. [1.10]

Работа ученика сравнивается не с работами других учащихся, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы). Эталон известен учащимся заранее.

Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижений.

Фактически критериальная отметка рассматривается как замер уровня освоения того или иного навыка, материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления «слабых» мест с целью их последующего устранения. [1.13]

Оценивать можно то, чему учат, поэтому критерии оценивания – это конкретное выражение учебных целей.

Критериальная оценка не может рассматриваться как средство наказания или воздействия – она является лишь источником информации.

Ученик сам оценивает свою работу.

Критерии, применяемые в предметах различных образовательных областей, различаются между собой, но сформированы по одному принципу: выделены основные учебные умения и навыки, сгруппированные потом по схожести в несколько критериев. Именно этот принцип критериального оценивания приобретает особую значимость при подготовке учащихся к ЕНТ по истории Казахстана в выпускных классах.  Учитель при этом должен использовать различные формы конкретных заданий и иметь ясные описания идеально выполненной работы. Учитель включает учащихся в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценку. Рефлексия должна стать обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы. Этот способ описания критериев я использую на уроках истории Казахстана, как при проверке результатов теста, так и при работе в группе и фронтальном опросе   Выполняя контрольную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности задания, выбрать сроки выполнения (из двух дат), при необходимости выполнить ее дважды, апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам контрольной работы поясняю, даю оценку качества работы. Акцент делаю на хорошо выполненных работах и продвижении ранее отстававших учащихся (ситуация успеха). Правила оценивания публичного выступления, в условиях компетентностного подхода должны вырабатываться и уточняться в совместной дискуссии педагога и учащегося. Начиная с 5 класса, каждый ребенок имеет памятку, знает основные требования к устному ответу. Он должен быть полным, логичным, доказательным, последовательным, построенным в научном стиле речи.

[1.17-19]

Наибольшую трудность представляет оценивание в группе. Возникает ряд вопросов:

-Как выставлять отметки за групповую работу и как заносить их в журнал?

-Как оценить работу в группе, если работали один или два ученика, а остальные ничего не делали?

-Какую оценку ставить членам группы, если среди них есть очень слабые ученики?

На первом уроке мы начинаем обсуждать работу в группе, основные критерии, предлагаемые учащимися, заносим их в таблицу:

Оценивание групп (№1)

Группы
Охват материала
Оригинальность идей
Дополнения
Поведение

в группе
Умение сотрудничать
Общий

балл
1

8
2

11
3

8
4

4
В то время, когда работают группы, заполняются на доске две предпоследние графы; и заполняется одновременно таблица индивидуального оценивания.

На этапе представления результатов «группы слушателей» задают вопросы, исправляют ошибки, делают дополнения. Заполняются остальные графы. Каждая группа получает свои плюсы – общие баллы. На заключительном этапе задаю вопрос: Кто работал более активно (дополнял, исправлял, отвечал)? Таким образом, с помощью класса выставляется объективная индивидуальная отметка ученикам. [1.25]

 

Практическая значимость критериального оценивания

*   Оценивается только работа учащегося;

*        Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;

*        Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

*        Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание позволяет учителям:

*        Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

*        Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

*        Улучшить качество преподавания;

*        Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

*        Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

*        Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

*        Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

*        Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

*        Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

*        Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить. [1.45]

Критериальное оценивание хорошо использовать при внедрении подхода Lesson Study. [2.186] Хочу немного поделиться опытом оценивания из своей практики. До начала внедрения подхода Lesson Study, я встретился с учениками 8в класса. Но изначально я провел кумулятивную беседу с классным руководителем 8в класса. Мукушевой Н.Т.  Я с учителями фокус-группы провел анализ состояния обучения в этом классе. В фокус группу был включен психолог школы Ряд учеников живут в неблагополучных семьях. Но еще одна причина – слабо развитая речь, неумение мыслить, высказывать свое мнение, анализировать, неумение аргументировать свою точку зрения. Все эти навыки методики критического мышления необходимы для работы в классе, в группах. Уроки были разработан таким образом, чтоб дети работали в группах, Каждый учитель и фокус группа разработали критерии оценивания, как работы группы в целом, так и вклад в достижения группы отдельных учеников, особенно наблюдаемых. [3.] На каждом этапе урока, через критерии, оценивались виды и формы работы, как отдельных учеников, так и группы в целом. На доске были вывешены критерии работы по элементам структуры урока Критерии в целом совпали с теми, которые я привел выше.  Разрабатывая последующие уроки, учителя уделяли больше времени на групповую форму работы, продумывали такие задания, где дети проявляли бы больше самостоятельности. Но нужно сказать, что из урока в урок дети стали работать дружнее, научились прислушиваться друг другу, размышлять, подбирать верные свои мысли, работать с текстом самостоятельно, критически мыслить. Используя на уроках критериальное оценивание учителя стали более внимательное и целенаправленно, реально оценивать учащихся. Но более критично себя оценивали ученики. Теперь необходимо разработать критерии для школы и для всех предметов. [3.]

Использованная литература:

1). Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011

2). Руководство для учителя.  Первый (продвинутый уровень). 2012г.

АОО “НИШ” 2012г

3). Материалы Lesson study в 9в классе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.